Как финансы помогают сохранить природу Кыргызстана? Простые ответы на сложные вопросы

Как финансы помогают сохранить природу Кыргызстана? Простые ответы на сложные вопросы
Photo by Above Horizon / Unsplash

Кыргызстан обладает богатой и разнообразной природой. Однако на нее все больше влияет изменение климата. По всему миру такая тенденция привела к массовой гибели растений и животных, росту заболеваемости и смертности людей.

Для решения проблемы Кыргызстан присоединился к Конвенции о биологическом разнообразии. Тем самым страна взяла на себя определенные обязательства перед международным сообществом по сохранению биоразнообразия и устойчивому использованию его компонентов. Эту сложную тему Economist.kg обсудил с экспертом в области охраны природы, экс-директором Департамента сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий Эмильбеком Ибраевым.

Собеседник напомнил, что горные экосистемы КР поддерживают уникальное скопление растений и животных. Территория страны отличается высокой степенью концентрации биоразнообразия не только на экосистемном, но и на видовом уровнях. Несмотря на относительно небольшую площадь территории, КР имеет достаточно высокое разнообразие видов – около 1% всех известных видов на 0.13% поверхности Земли.

В настоящее время биоразнообразие Кыргызстана сокращается по причине деградации среды обитания, уменьшения численности отдельных популяций и вымирания видов. Состояние многих видов флоры и фауны вызывает опасение. В Красную книгу КР – в список исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов – включено 57 видов птиц, 23 вида млекопитающих, два вида амфибий, восемь видов рептилий, семь видов рыб, 18 видов членистоногих, а также 87 видов высших растений и грибов. 

Около 150 видов насекомых и свыше 30 видов других беспозвоночных находятся под реальной угрозой исчезновения, а два вида считаются достоверно исчезнувшими в КР. 

Причинами утраты биоразнообразия в Кыргызстане являются следующие факторы: 

Природные факторы: изменение климата и горный рельеф

Существование животных и растений на крутых горных склонах требует в среднем в 1.5 раза больше затрат энергии, чем в аналогичных климатических условиях на равнине. Уменьшение количества осадков ведет к опустыниванию, падению продуктивности растительного покрова – основы воспроизводства жизни, затруднению и прекращению воспроизводства и восстановления склоновых лесов и других влаголюбивых сообществ.

 Антропогенные факторы 

Человеческая деятельность усугубляет действие отрицательных природных факторов. Непосредственный ущерб биоразнообразию происходит при вырубке деревьев и кустарников, сборе лекарственных растений, охоте, рыболовстве, выпасе скота, сенокоса и интродукции чужих видов. Отрицательно влияют и косвенные воздействия, такие как загрязнение окружающей среды, разрушение мест обитания животных при отчуждении земель дикой природы под пахотные угодья, строительство новых дорог, увеличение площадей населенных пунктов в лесной зоне, ведение горнопромышленного производства, образование искусственных водохранилищ.

Охрана природы: управление

В Кыргызстане создана сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на общей площади 1.4 млн га (7.38% от площади страны).

"В конце 90-х годов возникла острая необходимость в формировании новой системы управления ООПТ, и, следовательно, в новых способах планирования, создании четких приоритетов, тесной взаимосвязи всех функций охраны природы.
Первые шаги по разработке планов управления особо охраняемыми природными территориями в Кыргызстане были сделаны в рамках Центральноазиатского трансграничного проекта по сохранению биоразнообразия. Были разработаны планы управления Сары-Челекского и Беш-Аральского заповедников", – рассказывает Ибраев.

Такие планы разрабатывались также в рамках других проектов, но широкого распространения они не получили. Все эти попытки основывались на различающихся подходах к разработке планов управления и не отвечали требованиям к процедуре подготовки нормативных правовых актов. Фактически отсутствовали рекомендации, соответствующие правила и необходимые методические пособия.

Кроме того, законодательство не содержало механизмов вовлечения в деятельность ООПТ заинтересованной общественности, например, путем проведения общественных обсуждений проектов планов управления ООПТ. Это всегда несет риски к нарушениям экологических прав населения.

Как отметил Ибраев, современные планы управления ООПТ, являясь стратегическим документом для сохранения биоразнообразия, должны отражать процесс выработки плана действий, а также мониторинга и оценки выполнения заложенных в Планах управления мероприятий. Кроме этого, планы управления должны содержать компоненты финансовой стратегии и менеджмент-планов по управлению активами особо охраняемых природных территорий.

Большой проблемой ООПТ является низкий уровень обеспеченности финансированием.

Потребность в финансировании системы ООПТ Кыргызстана в 2019-2023 годы составляет 1 млрд 958 млн сомов. Фактически профинансировано лишь 758.1 млн, в том числе средства республиканского бюджета и помощь партнеров по развитию.

По мнению эксперта, решением вопроса обеспечения и повышения эффективности финансирования деятельности ООПТ является программное бюджетирование, ориентированное на результат деятельности природоохранных учреждений, финансируемых из госбюджета. Этот подход позволяет увязывать деятельность и результативность организации с объемом выделяемых финансовых средств. Тогда как традиционный подход, который до сих пор является основным, сосредоточен только на финансировании штатной численности и поддержания активов, вне зависимости от результатов их работы.

Также ООПТ необходим бизнес-план, который должен "дать четкую картину" финансовых потребностей и потенциальных источников дохода.  Он отличается от большинства традиционных финансовых и бухгалтерских документов тем, что не только определяет, сколько денег необходимо для финансирования различных действий плана управления, но также предусматривает наиболее соответствующие целям и задачам ООПТ источники финансирования, а также другие действия, необходимые для преодоления финансовых ограничений, препятствующих эффективному управлению ООПТ. 

Вышеперечисленные управленческие инструменты обеспечивают основу для систематизации приоритетов в поиске источников финансирования и в использовании их, сообразно различным потребностям сохранения биоразнообразия. Включение в систему управления ООПТ деловых принципов и объединение их с финансовыми аспектами получило признание как лучшая практика.

Все эти требования были учтены Департаментом сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий: финансовый аспект стратегического управления был внедрен через разработку "Инструкции по формированию, рассмотрению и исполнению бюджетов на программной основе для ООПТ", осуществленную при полной поддержке Инициативы ПРООН по финансированию биоразнообразия (БИОФИН).

При поддержке проекта ПРООН-ГЭФ "Сохранение глобально значимого биоразнообразия и связанных с ним земельных и лесных ресурсов Западного Тянь-Шаня для поддержки устойчивых средств существования" было разработано "Руководство по разработке планов управления ООПТ в КР", сочетающееся по ряду параметров с методикой бюджетирования на программной основе. 

Все инструктивные документы утверждены приказом министра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР от 5 декабря 2022 года за №256-п. 


БИОФИН также в 2023 году помогла Департаменту в обучении сотрудников всех 23 ООПТ применению этих методических пособий и осуществила сопровождение разработки их планов управления и бюджетов на программной основе. Нужно отметить, что разработанные документы соответствуют предъявляемым требованиям, осталось их утвердить – для придания официального статуса, что, очень вероятно, произойдет в течение месяца – до конца этого года. 

Таким образом система управления охраны природы становится более стратегической. Национальные парки и заповедники получили гораздо более четкий фокус в рамках реализации национальных и отраслевых стратегий и планов действий, а также выполнения международных обязательств.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Сельское хозяйство

Больше Сельское хозяйство

Поток грантов и кредитов

Больше Поток грантов и кредитов

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.