Нурлан Айдиев: "Граждане усвоили, что электронная подпись поможет облегчить жизнь"

Завершается очередной этап консультаций по процессам перехода Кыргызстана на цифровые рельсы в рамках проекта двустороннего сотрудничества «Поддержка цифровой трансформации в Кыргызстане». Самые острые вопросы и неожиданные риски местные государственные органы обсудили, просчитали и проработали месте с экспертами из Эстонии и Италии.

Сегодня эксперты подводят итоги проекта. Нурлан Айдиев, заместитель директора по вопросам инфраструктуры ГП "Инфоком" при Министерстве цифрового развития КР, рассказал о своих инсайтах и выводах.

- Были ли консультации европейских экспертов полезны?

- Безусловно. Мы с большим интересом перенимали опыт, смотрели, как они построили свою работу. Они приезжали к нам и обширно консультировали. Также у нас было несколько поездок в Эстонию и Италию, во время которых мы наблюдали наработки в области кибербезопасности, цифровой идентификации.

У нас тоже есть знания и навыки, и мы развиваем их, и такой обширный зарубежный опыт, к которому нам дали доступ, был очень полезен. Наблюдали рабочие схемы внедрения как электронных подписей, так и производства паспортов, и, кстати, по части электронных подписей узнали для себя много нового.

- Это сейчас актуально для Кыргызстана?

- Мы сейчас как раз проходим такой этап, где большими темпами  происходит популяризация электронных подписей. За последний год мы выдали гражданам КР 300 000 подписей, и примерно столько же суммарно за последние пять лет. То есть, темп очень сильно возрос.

Граждане усвоили, что с помощью электронной подписи  можно облегчить себе жизнь. Можно в мобильном приложении государственных услуг получить за пять минут справку, которая занимала несколько дней. Ведь поход в ЦОН - это время и деньги.

Поэтому часть наших граждан переходит в цифровую среду. Они начинают понимать, что это очень удобно. И за счет этого у нас пошел очень большой рост популярности электронной подписи. Практически все государственные услуги у нас предоставляются с использованием электронных подписей. Мы, в свою очередь, пытаемся эту сферу сделать максимально удобной для граждан.

- Есть ли конкретные достижения?

- Да. Приведу простой пример. Если раньше для получения электронной подписи людям нужно было обязательно пройти в центр обслуживания населения, чтобы пройти все процедуры минимум раз в год, то буквально на прошлой неделе мы запустили пилотный проект по выдаче облачной электронной подписи в режиме онлайн.

При этом мы соблюли все вопросы по безопасности. То есть, у нас есть этап идентификации личности, технология, которая предотвращает подлог, за счет проверки , что перед мобильным устройством находится действительно живой человек. Для этой проверки приложение может попросить покрутить головой, например.

- Применили ли мы какие-то решения, предложенные зарубежными экспертами, у себя?

 

- Можно привести в качестве примера систему межведомственного взаимодействия, которая уже не первый год успешно функционирует. Это эстонский опыт, который был успешно внедрен и у нас. Они нам очень часто присылают определенные рекомендации, где нужно что-то подтянуть, что-то поменять, какие-то вещи обновить. Это очень полезно.

Мы также выстраиваем модель партнерства с различными контрагентами. Банкам, операторам связи и другим компаниям нужны электронные подписи, другие цифровые услуги, чтобы упростить свои операции. И они взаимодействуют с соответствующим государственным органом, у ГП "Инфоком" есть абонентская база. Вопрос в том, как грамотно выстроить это взаимодействие. Определенную систему мы увидели в Эстонии. Нам их модель взаимодействия очень понравилась, и мы намерены это использовать в нашей деятельности в ближайшем будущем.

 

- Какие самые важные уроки вы извлекли из этого сотрудничества?

- С одной стороны, наша страна активно развивается в плане цифровой трансформации, все процессы переходят в электронный формат, и это важно. С другой стороны, при этом важно параллельно ввести должный уровень кибербезопасности, потому что, переведя все в электронный формат, мы должны позаботиться, чтобы в один прекрасный день никто не взломал всю систему. Или не случилось так, что что-то сломается, и настанет коллапс, встанет вся система, все процессы в стране. Мы должны этого избежать. И очень важно в этом учитывать опыт других стран, которые уже прошли определенные стадии, надо уметь усваивать опыт партнеров.


Материал подготовлен в рамках проекта Евросоюзa по двустороннему сотрудничеству «Поддержка программы цифровизации в Кыргызстане». Проект был профинансирован ЕС на сумму 2 млн евро и реализовался в 2021-2023 годах консорциумом во главе с Академией электронного управления (Эстония) при участии HAUS (Финляндия), CSI-Piemonte (Италия) и Министерства цифрового развития КР.