Пять точек роста сферы транспортных услуг в Кыргызстане

По прогнозу Евразийского банка реконструкции и развития, экономика Кыргызской республики будет расти в среднем на 7% в 2023 и 2024 годах. Это существенно выше, чем в других странах присутствия ЕБРР, включая государства Европейского союза. Там средний показатель роста ВВП ожидается на уровне 2.1% и 3.3% в текущем и следующем годах соответственно. С чем связан такой прогноз и какие возможности открываются перед логистической отраслью Кыргызстана. Об этих вопросах рассуждает Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU в материале для Economist.kg.

В докладе ЕБРР говорится, что в 2022 году экономики Центральной Азии и Кавказа выиграли от посреднической торговли с Россией, а также от притока капитала и образованных мигрантов из РФ. На европейские страны оказывают негативное влияние высокие цены на газ и рекордная инфляция, из-за которой снижаются доходы населения. В республиках Центральной Азии и Кавказа, наоборот, в 2022 году выросли реальные заработные платы. Сильнее всего в Кыргызстане — на 27%.

Рост ВВП в республиках Центральной Азии в 2023 году в среднем составит 4.9%, ожидают аналитики ЕБРР. Кыргызстан — в лидерах с прогнозируемым показателем в 7.2%. Позитивный тренд объясняется увеличением притока рабочей силы, капитала и денежных переводов, а также расширением посреднической торговли и экспорта собственной продукции. В 2024 году рост экономики стран ЦА ускорится до 5,4% благодаря запланированным инвестициям в инфраструктуру и продолжающейся релокации российских предприятий, говорится в докладе ЕБРР. Аналитики организации ожидают, что такие темпы роста в регионе сохранятся в краткосрочной перспективе.

Точки роста и риски автоперевозок

Рост экспортно-импортных потоков привел к быстрому развитию логистической отрасли. Вырос объем рынка транспортных услуг. Об этом косвенно свидетельствует рост спроса на перевозки: в первом квартале 2023 года в республике заметно увеличился спрос на доставку грузов автомобильным транспортом. Так, по данным международной биржи грузоперевозок ATI.SU, больше чем в два раза выросло количество заявок на перевозку грузов из Кыргызстана в другие страны, особенно в Россию и Беларусь. Спрос на импортные перевозки вырос в 1.5 раза. Здесь наиболее востребованные направления: Россия, Казахстан, Беларусь и Китай.

Однако логистический потенциал Кыргызстана до конца не освоен. Есть ряд сдерживающих факторов, которые важно преодолеть. И тогда логистика сможет стать драйвером экономики на долгие годы.

Итак, какие точки роста логистики можно выделить в Кыргызстане?

  • Торговля с Китаем. КНР является одним из важнейших торговых партнеров Кыргызстана, однако из-за ковидных ограничений в последние два-три года интенсивность торговли снизилась. Важно стимулировать возобновление прошлых договоренностей, инициировать новые проекты и направления для сотрудничества. Так, кроме импорта китайских товаров КР может экспортировать в Китай продукты питания.
  • Внутрирегиональное сотрудничество. Потенциал торговли с республиками Центральной Азии колоссален. И если торговля с Казахстаном развита неплохо, то отношения с Узбекистаном могли бы быть более тесными. Препятствием для внутрирегиональной торговли до сих пор являются сложные и не синхронизированные таможенные процедуры. Внедрение единых стандартов и цифровизация погранпереходов позволит устранить этот барьер.
  • Транзитный потенциал. Встроиться в формирующиеся альтернативные маршруты, ведущие из Китая в Европу и из России в Индию — одна из важнейших задач для логистической отрасли. Сейчас Транскаспийский международный транспортный маршрут (МТМТ), коридор Север — Юг и Западная Европа — Западный Китай идут мимо Кыргызстана. Однако развитие дорожной сети и совершенствование логистической инфраструктуры внутри страны привлечет дополнительные потоки транспортных средств, следующих по основным трассам.
  • Развитие маркетплейсов — драйвер внутренней логистики. В стране начали активно развиваться российские онлайн-ритейлеры, открывающие склады и пункты выдачи товаров. Кроме того, кыргызстанские предприниматели получают возможность торговать на крупнейших площадках, включая AliExpress. Доставка товаров на «последней миле» — до адресата или пункта выдачи становится востребованным направлением для развития бизнеса.
  • Цифровизация логистических процессов. Конкуренция в сегменте автомобильных грузоперевозок растет — и выиграют те компании, которые смогут быстрее реагировать на меняющийся спрос, выстроить эффективные процессы и снизить ненужные издержки бизнеса. Например, с помощью специализированных сервисов можно быстрее искать партнеров и расширять направления перевозок, выбирая наиболее выгодные заказы. Мобильные приложения для водителей позволяют отслеживать каждую перевозку, исключая риски потери груза или неоправданных задержек в пути. Переход на электронный документооборот упрощает взаимодействие с партнерами.