> ## Content Index
> Fetch the complete content index at: https://economist.kg/llms.txt
> Use this file to discover other available public pages before exploring further.

# Все, что нужно знать о едином налоге — полезный гайд от Налоговой службы
- URL: https://economist.kg/novosti/2023/05/11/vse-chto-nuzhno-znat-o-edinom-naloge-poleznyj-gajd-ot-nalogovoj-sluzhby/
- Published: 2023-05-11T12:23:18.000Z
- Updated: 2026-08-28T02:10:22.000Z
- Author: Илона Ахматова
- Tags: Новости, Бизнес, #wp

**Налоговая служба опубликовала памятку, в котором подробно разъяснила, как действует упрощенная система налогообложения и кто может осуществлять деятельность на основе единого налога. Ведомство также указало, какие установлены ставки налога и когда кончаются сроки уплаты.**

Так, в новых изменениях расширен режим работы на основе единого налога без ограничения объема выручки (до этого было до 30 млн сомов). Индивидуальные предприниматели, работающие на основе единого налога с годовым объемом выручки до 8 млн сомов бессрочно **освобождены** от уплаты налогов.

Чтобы получить освобождение, предприниматель должен одновременно соблюсти ряд условий: работать с применением контрольно-кассовой машины (ККМ), не привлекать более двух наемных работников, исполнять требования по уплате страховых взносов. Для субъектов, занятых торговой деятельностью, есть дополнительное условие – осуществление деятельности в торговом объекте.

#### **Кто может работать на основе единого налога**

- индивидуальный предприниматель или организация, за исключением иностранной организации, не имеющей признаков постоянного учреждения в КР;
- субъект, осуществляющий облагаемый импорт товаров и применяющий режим условного начисления НДС на импорт товаров.

Экономическая деятельность на основе единого налога осуществляется без ограничения по объему выручки.

#### **Кто не может работать на основе единого налога**

- субъект, работающий на основе патента;
- банки и субъекты, оказывающие финансовые, страховые услуги;
- инвестиционный фонд, профессиональный участник рынка ценных бумаг;
- плательщик акцизного налога, за исключением субъекта общепита, производящего и осуществляющего розничную реализацию безалкогольных напитков, отнесенных к товарной позиции ТН ВЭД 2202;
- субъект, осуществляющий добычу и реализацию руд, концентратов, содержащих золото, серебро, медь, сурьму, ртуть, вольфрам, олово, а также золотого сплава и аффинированного золота, готовой продукции серебра, меди, сурьмы, ртути, вольфрама и олова;
- субъект, осуществляющий деятельность застройщика, в сфере сотовой и интернет-связи, а также поставки теплоэнергии, электроэнергии и газа.

#### Ставки налога

- для субъектов общепита:  
  - а) в городах Бишкек и Ош: **6%** в наличной и **4%** в безналичной форме;
  - б) на остальной территории страны: **4%** в наличной и **2%** в безналичной форме;
- для субъектов швейного и/или текстильного производства: **0.25%** до 1 января 2027 года;
- для лотерейной деятельности и услуг саун, бильярда и бань, за исключением муниципальных бань: **8%** в наличной и безналичной форме;
- для переработки сельхозпродукции, производственной сферы, туроператорской деятельности, разработки программного обеспечения в области вычислительной техники, а также для турагентской деятельности: **4%** в наличной и **2%** в безналичной форме;
- для резидентов Парка креативной индустрии: в 2023 и 2024 годах **0.5%**, в 2025 и 2026 годах **1%**, с 2027 года **2%**;
- для остальных видов деятельности: **6%** в наличной форме и **4%** в безналичной форме.

#### Ставки для торговой деятельности

- для субъектов на рынках и мини-рынках, определенных кабмином – **0.1%**;
- для субъектов, годовой объем выручки которых составляет:  
  - а) до 30 млн сомов – **0.5%**;
  - б) от 30 млн сомов до 50 млн сомов – **1%**. Исключение составляют импортеры, экспортеры, дистрибьюторы и субъекты, реализующие горюче-смазочные материалы, лекарства и медицинские изделия;
- для не указанных выше видов торговой деятельности – **4%** в наличной, **2%** в безналичной форме, **4%** в адрес обезличенного субъекта;
- для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию в торговом объекте с применением ККМ и привлечением не более двух наемных работников, размер годовой выручки которых не превышает 8 млн сомов, размер ставки равен **0%**.

#### Переход на единый налог

Для перехода на единый налог, необходимо подать заявление (DOC STI-163) в налоговый орган по месту регистрации в течение срока, установленного налоговым законодательством КР. Оплата налогов по выбранному режиму осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

#### Налоговый период

1. для субъектов лотерейной деятельности и крупного предпринимательства – один календарный месяц;
2. для остальных видов субъектов – один квартал.

#### Сроки предоставления отчета и уплаты налога

Отчет предоставляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Налог подлежит уплате не позднее 20 числа месяца следующего:

- за отчетным налоговым периодом – субъектом малого предпринимательства;
- за отчетным месяцем – субъектом среднего и крупного предпринимательства, а также субъектом лотерейной деятельности.

Уплачивающий налог по ставке 0% **освобождается** от представления отчета по единому налогу.

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-0.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-1.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-2.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-3.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-4.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-5.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-6.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-7.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-8.png)

![](https://storage.ghost.io/c/c3/a6/c3a66635-73fd-4349-a382-8bf5c41013f8/content/images/wp-content/uploads/2023/05/en-ru-9.png)