Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Безопасность грузоперевозок — как современные технологии усложняют жизнь мошенникам

Безопасность грузоперевозок — как современные технологии усложняют жизнь мошенникам

Хищение груза — наиболее распространенный вид мошенничества при грузоперевозках в странах СНГ. Какие схемы используют злоумышленники и с помощью каких цифровых инструментов можно обезопасить груз, рассказал директор представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU в КР Эмирлан Бейилбаев.

Безопасность грузоперевозок — одна из наиболее острых проблем в сфере логистики. Самый большой ущерб от мошеннических действий получают грузовладельцы. По данным Ассоциации TAPA, только за один месяц — декабрь 2022 года — на территории 28 стран Европы, Ближнего Востока и Африки зафиксировано около 300 случаев хищения грузов на общую сумму более €17 млн. В России ежегодно убытки компаний от хищения товаров во время перевозки превышают $100 млн.

В Кыргызстане подобной статистики нет, но новости об инцидентах появляются регулярно. Чаще всего злоумышленники связываются с водителем от лица компании-заказчика и меняют адрес доставки — выгруженные в новом месте товары бесследно исчезает. Кроме этого используют фиктивные документы и госномера при заключении договора, а груз увозят в другом направлении. Такие риски можно  исключить с помощью современных цифровых инструментов.

Три инструмента для безопасности грузов

Первый инструмент — мобильное приложение для мониторинга перевозки. Оно устанавливается на телефон водителя и помогает логистам следить за перемещением груза по карте в реальном времени. При этом перевозчику не нужно покупать и устанавливать специализированное оборудование на транспорт. Среди дополнительных функций такого сервиса — автоматический расчет маршрута, что позволяет точнее прогнозировать сроки доставки.

В некоторых мобильных приложениях используется искусственный интеллект. Нейросеть проанализировала большое количество разных перевозок и выделила маркеры, которые указывают на подозрительное поведение водителя. Например, машина сильно задержалась на стоянке или отклонилась от маршрута. Приложение сразу сигнализирует об этом грузовладельцу.

Второй инструмент — онлайн-площадки для поиска и совершения сделок. Работать только с давними партнерами при сегодняшнем развитии рынка — неэффективно. Дело в том, что при ограниченном круге перевозчиков, грузовладелец переплачивает за доставку: без конкуренции цены могут существенно превышать среднерыночные, а сроки закрытия заявки могут сильно затягиваться.

Для расширения пула подрядчиков стоит использовать онлайн-площадки, которые помогают оценивать благонадежность партнеров. Такой сервис позволяет компаниям размещать заявки на доставку грузов, а перевозчикам — добавлять информацию о свободных машинах и откликаться на объявления грузовладельцев. У каждого участника есть профиль, в котором указана информация о компании и ее рейтинг.

Рейтинг формируется на основании различных данных: давность существования юрлица, количество выполненных сделок, отзывы — как положительные, так и отрицательные. Что принципиально важно — их должны модерировать юристы. Иначе есть основания сомневаться в объективности — ведь отзывы могут быть отголоском конкурентной борьбы или сведения счетов. Если для подачи жалобы нужно предоставить документы, которые проверяет юрист, — тогда рейтингу можно доверять.

Кстати, для проверки контрагентов сервисы грузоперевозок тоже используют искусственный интеллект. Например, нейросеть анализирует активность участников, ищет информацию о компании в открытых источниках и специализированных базах, сопоставляет ее с реальной деятельностью компании. Это помогает проверять новых участников площадки, а также замечать случаи продажи аккаунтов вместе с юрлицом и сим-картами, необходимыми для идентификации в системе. Самообучающийся алгоритм выявляет нетипичное поведение и нестыковки в данных — это служит сигналом для более тщательной проверки участника.

Третий инструмент — встроенный мессенджер. Чтобы избежать ситуации, когда злоумышленники представляются сотрудниками заказчика и меняют маршрут, важно заранее договориться: общение происходит только по согласованным каналам связи. Это могут быть номера телефонов ответственных сотрудников, привязанные к ним мессенджеры и корпоративная электронная почта. Важно проверять, совпадают ли контактные данные, указанные контрагентам при первом общении, с теми, с которых поступает звонок или сообщение.

Если сделка совершена на онлайн-площадке, этот вопрос решается проще — взаимодействие происходит во встроенном мессенджере, который работает как на компьютере, так и на смартфоне. Войти в него могут только участники биржи. Это гарантирует, что стороны действительно общаются с теми, с кем договорились работать, и исключит подмену водителя или подрядчика во время перевозки.


Использование современных технологий существенно снижает риски хищения грузов во время перевозки. Мошенникам сложнее обманывать, находясь на связи в режиме онлайн, и проходить проверку искусственным интеллектом. Для того, чтобы использовать перечисленные инструменты, компаниям не нужно инвестировать в разработку сложных систем и затевать масштабные ИТ-проекты. Достаточно выбрать среди имеющихся на рынке решений и начать пользоваться подходящими для своих задач сервисами, подводят итог в ATI.SU

Ad coverAd cover