Времени на раскачку нет! — Азамат Токбаев о проблеме инвестирования в Кыргызстане

Эксперт Союз банков Кыргызстана Азамат Токбаев опубликовал материал под названием «Ищем возможности для роста инвестиций», в котором выразил мнение по проблеме привлечения капитала в экономику Кыргызстана.

Приводим его текст, опубликованный на портале Союз банков Кыргызстана, с незначительными сокращениями.

Сегодня, на мой взгляд, «времени на раскачку нет» и вопрос привлечения инвестиций в структурную реорганизацию экономики актуален как никогда. «Инвестировать», в самом широком смысле, — это значит расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем. Поэтому здесь всегда работают два фактора:  время и риск. Иными словами, ожидаемая сумма должна поступить по времени позже или может вообще не поступить. Поэтому главным фактором отказа инвестировать всегда является неопределенность. И  именно этот фактор сегодня доминирует в экономике Кыргызстана.

Надо отметить, что этот фактор значительно усилен уже устоявшейся  тенденцией падения потребительского спроса населения. Эту тенденцию подтверждают результаты исследования уровня бедности, проведенные Нацстаткомом.

Так если уровень бедности по стране в целом в 2019 году составил 20.1% (по городу 14.7%  и 23.2 % по селу), то в 2020 году — 25.3% по стране (по городу 18.3% и 29.3% по селу). А уже в 2021году по стране в целом — 33.3% и такая же доля была определена как по городскому, так и по сельскому населению. Кстати, стоит обратить внимание и на оценку доли многомерной бедности, в 2020 году она составила по городскому населению —  30.7%, а по сельскому  — 42.8%.

Здесь же нельзя упускать из виду еще и то, что высокая плотность концентрации населения вокруг черты бедности в рамках этой тенденции неизбежно увеличивает вероятность перехода существенной части населения из категории небедных в категорию бедных.

Между тем, проблема отсутствия эффективного финансового рынка,   а также возможности организовать целевое бюджетное финансирование проектов обновления отдельных компаний или структурной перестройки отраслей в условиях неопределенности – это болезнь, которую в свое время преодолевали многие страны. Вот, в частности, подход к организации инвестирования, который был успешно реализован в Германии, Японии, Южной Корее и на Тайване, — это создание финансово-промышленных групп (ФПГ) с  использованием прямого программно-целевого финансирования со стороны центрального банка страны.

Но при реализации различных проектов в рамках этого подхода не бывает такого, чтобы методология, реализованная в какой-либо стране, один к одному была применима и в другой. Поэтому надо выискивать не риски и их теоретическое обоснование, а, наоборот, надо искать новые нестандартные и не применявшиеся другими  технические и проектные решения.

Основной проблемой, препятствующей принятию решения о создании ФПГ в Кыргызстане, считается проблема правовых взаимоотношений собственности и контроля принятия решений, которая возникает между коммерческим банком и нефинансовой (производственной) компанией, включаемых в состав ФПГ.

Кратко суть этой проблемы состоит в следующем:

  • можно ли разрешить банкам держать контрольный пакет акций нефинансовой компании и осуществлять свои права акционеров;
  • можно ли нефинансовым компаниям держать контрольный пакет акций банка, оказывая влияние на решения, принимаемые его руководством.

Существующая сегодня у нас модель взаимоотношений «Банк — нефинансовая компания» запрещает такое взаимодействие. Эта модель взята из практики, принятой в США. Но модель банковской системы США — это далеко не типичный случай, а вернее — это  больше исключение, нежели правило. И еще, банковская система  создается не для себя самой, а для обслуживания экономики. А экономики США и Кыргызстана смешно даже предположить к сравнению.

В идеале ФПГ — это вертикально интегрированный холдинг. Например, «Газпром» в России. А в Японии каждая ТНК имеет свой банк — например, японский банк Mitsubishi UFJ Financial Gruop один из крупнейших в мире в секторе проектного финансирования. В такой системе коммерческий банк сам себе создает основного заемщика, рост и развитие которого обеспечивает устойчивость и жизнеспособность самого банка.

Тут же замечу, что на первых этапах создания ФПГ, нефинансовые предприятия в группе должны быть в форме классического  комбината (на входе — один или два вида сырья или материалов; на выходе — широкая линейка готовых экспортных продуктов).

При этом производственные мощности этих предприятий должны быть ограничены в рамках только основного производства, тогда как функции всех вспомогательных производств и служб на контрактной основе распределяются среди ряда самостоятельных частных  предприятий.

Это важное условие. Таким образом, часть рисков перераспределяется на уровень частных предпринимателей, которые сознательно принимают на себя риски, участвуя в конкуренции за контракт. В то же время, эти частные производители в свою очередь для себя создадут собственную финансовую систему, например в форме  кредитных союзов, которые, в случае необходимости, могут кредитоваться банком группы.

Вторым условием минимизации фактора риска в ФПГ является реальное, а не «бумажное» внедрение системы корпоративного  управления. Все сделки в ФПГ должны готовиться и реализовываться открыто, на взаимном интересе всех трех субъектов договора: Центральный банк — коммерческий банк – предприятие-производитель.

Кроме того, необходим консенсус политического интереса власти с тем, что предварительно надо создать и запустить потенциал экономического роста и только потом обеспечивать рост уровня жизни населения.

Предлагаю обсудить следующие сектора нашей экономики, требующие модернизацию:

  • информационные и биотехнологии, фармацевтика и расходные медицинские материалы и изделия;
  • текстиль, пошив и фурнитура;
  • продукты мясо-молочного производства;
  • ликероводочные и безалкогольные напитки;
  • транспортная инфраструктура и строительные материалы;
  • инфраструктура здоровья и физкультуры, туризм.

Не менее важно при этом, создание региональных кластеров в том или ином виде производств. Естественно, предприятие-претендент на включение в состав ФПГ со своей стороны должно привлечь  соответствующего инвестора (капитал, технологии, менеджмент).

Сразу отмечу, что на пути реализации такого проекта будет немало  препятствий и трудностей, причем не только технического и правового характера, но и чисто системного, требующих очень не простых решений. Также отмечу, что особое значение приобретают решения по организации эффективного проектного анализа и создания процесса принятия решений, обеспечивающего минимизации рисков коррупции.

И еще, буквально пару слов о работе госчиновников. Сегодня их  главная и принципиальная задача — это, с одной стороны, отбирать,   поощрять и принуждать предприятия к выходу на экспортные  рынки, а с другой — отбраковывать и банкротить тех, кто не справился с этой задачей. При этом, госчиновники могут предлагать и обосновывать свое предложение по тому или иному кандидату для включение в состав ФПГ, однако, окончательное решение остается за руководством холдинга.