Кыргызстан и его соседи могут стать транспортным хабом Евразии — Эмирлан Бейилбаев

Economist.kg
Кыргызстан и его соседи могут стать транспортным хабом Евразии — Эмирлан Бейилбаев

Евразийский банк развития в конце прошлого года представил доклад «Экономика Центральной Азии: новый взгляд», посвященный структурным изменениям в экономике региона. Эксперты ЕАБР предлагают по-новому взглянуть на центральноазиатские страны и пересмотреть их роль в глобальном масштабе. Центральная Азия успешно и динамично развивается, приобретая стратегическое значение в евразийской экономике в связи с изменениями внешнего контекста.

Мы проанализировали основные тезисы доклада и перспективы транспортно-логистической отрасли Кыргызстана, которые открываются перед страной благодаря бурному росту региона.

Основные тезисы:

  • За 20 лет ВВП Кыргызстана увеличился в шесть раз и в 2021 году составил $8.5 млрд. В значительной мере рост обеспечивали сфера услуг, промышленность, сельское хозяйство.
  • Рост экономики Кыргызстана составил 3.2% в среднем за период 2010–2021 гг.
  • В сфере услуг ключевую роль играет оптовая и розничная торговля, которая развивается за счет реэкспорта товаров из Китая в страны Центральной Азии и Россию.
  • Крупнейшие торговые партнеры республики — Россия, Казахстан, Китай, Узбекистан и Турция. Экспорт товаров за 2017–2021 гг. составил в среднем $1.8 млрд. А оборот внешней торговли увеличился в целом в восемь раз и составил в 2021 году $9.3 млрд.
  • Размер государственного бюджета Кыргызстана относительно ВВП является максимальным в регионе. В республике через бюджет перераспределяется гораздо большая доля национального дохода, чем в соседних государствах.
  • Население страны с 2000 года увеличилось до 6.7 млн человек и продолжает расти. При этом создание новых рабочих мест отстает от темпов прироста населения, что ведет к трудовой миграции. Преимущественно – в Россию.

Сложности и перспективы Кыргызстана

По данным ООН, без формирования эффективных систем транзитных перевозок страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, будут отставать от уровня государств, у которых он есть, в среднем на 20% и не смогут быть в полной мере интегрированы в мировой рынок.

Торгово-экономический потенциал Кыргызстана сдерживает как раз отсутствие выхода к морским путям. Не способствует развитию транспортных связей с миром и горный ландшафт. Поэтому, торговля с международными партнерами сопряжена с довольно высокими транспортными издержками.

Кыргызские железные дороги сегодня представляют собой тупиковые ветви, которые ведут в Казахстан и Узбекистан. Единой внутренней сети железных дорог, которая связывала бы республику, не существует. Для ликвидации фрагментарности железнодорожной сети Кыргызстана планируется объединение обособленных северного и южного участков.

В завершающей стадии находятся переговоры по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, которая укрепит транзитную роль республики и увеличит ее транзитные доходы. Кыргызстан сможет стать частью континентального моста, который свяжет практически всю Азию от побережья Китая до Персидского залива.

При этом, важное значение имеет строительство перевалочной станции: она позволит состыковать республиканские железные дороги с международными ветками. Без этого участие Кыргызстана в проекте сведется к простому предоставлению своей территории для транзита грузов.

Вывести страну из так называемого транспортного тупика призвана и национальная программа социально-экономического развития на 2018–2040 годы. Строится альтернативная северо-южная магистраль, реконструируются дороги Бишкек – Ош, Тюп – Кеген, Бишкек – Нарын – Торугарт, Кочкор – Арал, Ош – Баткен – Исфана – Худжанд. Также продолжается строительство международных автодорог Балыкчы – Каракол.

Чтобы не остаться за пределами транспортных коридоров, Кыргызстану необходимо интегрироваться в инфраструктуру региона и объединяться с странами-соседями, используя открывающиеся перспективы для своей пользы – торговли внутри центральноазиатского региона и за его пределами.

Как раз сейчас обсуждается возможность встраивания Кыргызстана в международный транспортный коридор «Север – Юг». Международные и внутренние маршруты могут быть состыкованы с МТК, что будет способствовать развитию торговых связей с Ираном, Индией, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Кыргызстан не является участником соглашения о развитии МТК «Север – Юг», но может к нему присоединиться при согласии остальных участников.

Согласованность усилий и цифровизация

По мнению экспертов ЕБР, у Кыргызстана и других центральноазиатских государств появился уникальный шанс – благодаря транспортным коридорам и маршрутам, пересекающим регион с севера на юг и с запада на восток, они могут стать транзитным перекрестком, формируя транспортный каркас Евразии, и открывая себе выход на внешние рынки. Это одна из основных точек роста Центральной Азии.

Для успешного развития автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, а также транспортно-логистических услуг важны согласованные усилия. Необходимы гармонизация регулирования перевозок, упрощение процедур пересечения границ, поддержка конкуренции, улучшение качества дорог и цифровизация транспортных и логистических процессов.

Например, внедрение электронного документооборота, развитие сервисов автоматической идентификации и отслеживания грузов, использование онлайн-площадок. Процесс не быстрый, но крайне важный для успешного развития международных маршрутов.

Стратегическая роль Центральной Азии на обширном евразийском пространстве будет возрастать, как и значимость региона для ближайших соседей и ключевых экономических партнеров – России и Китая. Сейчас для республик региона – отличное время, чтобы воспользоваться открывающимися перспективами, встроиться в логистические цепочки и извлечь максимальную выгоду из транспортной особенности.


Автор: Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости