ГЧП может помочь более быстрой и качественной реализации инфраструктурных проектов в Центральной Азии — Кассандра Колберт

ГЧП может помочь более быстрой и качественной реализации инфраструктурных проектов в Центральной Азии — Кассандра Колберт

Инфраструктура имеет решающее значение для ускорения экономического роста, создания новых рабочих мест и предоставления доступа к важнейшим услугам для миллионов людей в Центральной Азии. Однако найти средства для финансирования важных инфраструктурных проектов нелегко, особенно учитывая сегодняшние неблагоприятные глобальные факторы и нагрузку, которую пандемия COVID-19 оказала на государственные ресурсы.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) может помочь устранить дефицит финансирования, позволяя правительствам использовать опыт частного сектора, привлечь частный капитал и оптимизировать ограниченные государственные средства.

Все больше стран по всему миру используют ГЧП, наряду с традиционными государственными закупками, — для развития инфраструктуры и обеспечения услуг, необходимых их гражданам, а также в рамках мер по адаптации к последствиям изменения климата. Страны Центральной Азии не являются исключением, и многие правительства региона в настоящее время интегрируют ГЧП в свои стратегии развития.

Один из примеров — Узбекистан, где реформы энергетического сектора содействовали реализации нескольких инновационных проектов ГЧП в области возобновляемых источников энергии, которые содействуют увеличению мощности производства электроэнергии в стране и снижению зависимости от природного газа. Проект Nur Navoi Solar, структурированный в рамках программы Группы Всемирного банка «Масштабирование солнечной энергетики» (Scaling Solar), стал первым в стране ГЧП, реализованным на конкурсной основе. Солнечная станция обеспечивает электроэнергией около 31 000 домохозяйств и позволяет предотвратить выброс 156 000 метрических тонн парниковых газов в год. В дополнение к этому проекту IFC также помогает провести конкурсы по другим проектам в области солнечной энергетики общей мощностью 1 ГВт. Помимо энергетического сектора, также разрабатываются проекты ГЧП в сфере здравоохранения для обновления и модернизации государственных больниц и улучшения медицинского обслуживания.

Казахстан также использует ГЧП для улучшения автомобильных и железных дорог, аэропортов, сетей распределения электроэнергии и газа. По данным АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», в стране было заключено более 1000 соглашений ГЧП и концессий общей стоимостью 2.2 триллиона тенге в сфере образования, здравоохранения, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства.

В 2020 году большая Алматинская кольцевая автодорога (БАКАД) стала крупнейшим инфраструктурным проектом в Казахстане вне нефтегазового сектора, и первым инфраструктурным ГЧП такого масштаба в Центральной Азии. Проект позволит снизить загруженность дорог и загрязнение окружающей среды вокруг города Алматы и повысить безопасность дорожного движения, что принесет пользу жителям, пассажирам и экономике.

В Кыргызской Республике в 2017 году Министерство здравоохранения подписало первое в стране ГЧП – инновационное соглашение о финансировании, строительстве, оснащении и эксплуатации четырех диализных центров, охватывающих три четверти населения страны. Структурированный при поддержке IFC проект стал первым ГЧП в секторе здравоохранения региона. По данным Центра ГЧП Кыргызской Республики, в данный момент в стране реализуется ряд проектов с потенциальным объемом частных инвестиций более $1 млрд. Этот список включает конкурсный отбор квалифицированного оператора для управления международным аэропортом «Манас», в проведении которого IFC оказывает помощь правительству. При наличии всесторонней приверженности со стороны правительства конкурс может быть завершен в течение 6 месяцев, что позволит позиционировать аэропорт «Манас» как крупный авиатранспортный узел, соединяющий местные и мировые рынки и содействующий развитию туризма, транспорта, строительства и розничной торговли.

Таджикистан, между тем, был первой страной Центральной Азии, которая использовала ГЧП для финансирования развития инфраструктуры, включая проект “Памир Энерджи”. В настоящее время разрабатывается еще несколько проектов ГЧП, включая солнечную фотоэлектрическую станцию мощностью 200 МВт в Согдийской области, которая поможет диверсифицировать энергетический баланс и снизить зависимость от импорта топлива.

Несмотря на все эти достижения проектов ГЧП и их преимуществ, с учетом соблюдения следующих условий можно достичь гораздо большего для того, чтобы привлечь капитал и методы управления частного сектора, а также удовлетворить огромные потребности региона в инфраструктуре.

Во-первых, правовая и судебная среда должна быть достаточно надежной, а процесс формирования политики – предсказуемым, чтобы стимулировать участие частного сектора в проектах ГЧП. Регуляторная среда должна поддерживать такие механизмы, как [международное] разрешение споров и арбитраж, чтобы помочь обеспечить устойчивость инвестиций в критически важную инфраструктуру. Наряду с разумной, долгосрочной политикой и принятием решений, важна роль опытного консультанта по сделкам, способного помочь в разработке структуры ГЧП, которая будет привлекательной для финансирования, учитывая интересы как государственного, так и частного секторов.

Во-вторых, для успеха ГЧП проект должен быть правильно подготовлен и оценен. Он должен быть коммерчески осуществимым, финансово доступным, а риски должны быть адекватно распределены между государственным и частным секторами. Это дает инвесторам уверенность и может способствовать усилению конкуренции в участии в проектах.

В-третьих, конкуренция имеет большое значение, поскольку чем выше конкуренция среди инвесторов, тем выгоднее сделка для государства и тем лучше результат для страны.

Растущее число ГЧП, проводимых на конкурсной основе, содействуют преобразованию Центральной Азии в один из важных рынков для международных инвесторов. IFC готова сотрудничать с правительствами в укреплении основы для создания новых социальных и экономических возможностей для миллионов граждан стран Центральной Азии.


Кассандра Колберт — старший менеджер IFC в Центральной Азии.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Сельское хозяйство

Больше Сельское хозяйство

Поток грантов и кредитов

Больше Поток грантов и кредитов

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.