Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

ГЧП может помочь более быстрой и качественной реализации инфраструктурных проектов в Центральной Азии — Кассандра Колберт

ГЧП может помочь более быстрой и качественной реализации инфраструктурных проектов в Центральной Азии — Кассандра Колберт

Инфраструктура имеет решающее значение для ускорения экономического роста, создания новых рабочих мест и предоставления доступа к важнейшим услугам для миллионов людей в Центральной Азии. Однако найти средства для финансирования важных инфраструктурных проектов нелегко, особенно учитывая сегодняшние неблагоприятные глобальные факторы и нагрузку, которую пандемия COVID-19 оказала на государственные ресурсы.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) может помочь устранить дефицит финансирования, позволяя правительствам использовать опыт частного сектора, привлечь частный капитал и оптимизировать ограниченные государственные средства.

Все больше стран по всему миру используют ГЧП, наряду с традиционными государственными закупками, — для развития инфраструктуры и обеспечения услуг, необходимых их гражданам, а также в рамках мер по адаптации к последствиям изменения климата. Страны Центральной Азии не являются исключением, и многие правительства региона в настоящее время интегрируют ГЧП в свои стратегии развития.

Один из примеров — Узбекистан, где реформы энергетического сектора содействовали реализации нескольких инновационных проектов ГЧП в области возобновляемых источников энергии, которые содействуют увеличению мощности производства электроэнергии в стране и снижению зависимости от природного газа. Проект Nur Navoi Solar, структурированный в рамках программы Группы Всемирного банка «Масштабирование солнечной энергетики» (Scaling Solar), стал первым в стране ГЧП, реализованным на конкурсной основе. Солнечная станция обеспечивает электроэнергией около 31 000 домохозяйств и позволяет предотвратить выброс 156 000 метрических тонн парниковых газов в год. В дополнение к этому проекту IFC также помогает провести конкурсы по другим проектам в области солнечной энергетики общей мощностью 1 ГВт. Помимо энергетического сектора, также разрабатываются проекты ГЧП в сфере здравоохранения для обновления и модернизации государственных больниц и улучшения медицинского обслуживания.

Казахстан также использует ГЧП для улучшения автомобильных и железных дорог, аэропортов, сетей распределения электроэнергии и газа. По данным АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», в стране было заключено более 1000 соглашений ГЧП и концессий общей стоимостью 2.2 триллиона тенге в сфере образования, здравоохранения, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства.

В 2020 году большая Алматинская кольцевая автодорога (БАКАД) стала крупнейшим инфраструктурным проектом в Казахстане вне нефтегазового сектора, и первым инфраструктурным ГЧП такого масштаба в Центральной Азии. Проект позволит снизить загруженность дорог и загрязнение окружающей среды вокруг города Алматы и повысить безопасность дорожного движения, что принесет пользу жителям, пассажирам и экономике.

В Кыргызской Республике в 2017 году Министерство здравоохранения подписало первое в стране ГЧП – инновационное соглашение о финансировании, строительстве, оснащении и эксплуатации четырех диализных центров, охватывающих три четверти населения страны. Структурированный при поддержке IFC проект стал первым ГЧП в секторе здравоохранения региона. По данным Центра ГЧП Кыргызской Республики, в данный момент в стране реализуется ряд проектов с потенциальным объемом частных инвестиций более $1 млрд. Этот список включает конкурсный отбор квалифицированного оператора для управления международным аэропортом «Манас», в проведении которого IFC оказывает помощь правительству. При наличии всесторонней приверженности со стороны правительства конкурс может быть завершен в течение 6 месяцев, что позволит позиционировать аэропорт «Манас» как крупный авиатранспортный узел, соединяющий местные и мировые рынки и содействующий развитию туризма, транспорта, строительства и розничной торговли.

Таджикистан, между тем, был первой страной Центральной Азии, которая использовала ГЧП для финансирования развития инфраструктуры, включая проект “Памир Энерджи”. В настоящее время разрабатывается еще несколько проектов ГЧП, включая солнечную фотоэлектрическую станцию мощностью 200 МВт в Согдийской области, которая поможет диверсифицировать энергетический баланс и снизить зависимость от импорта топлива.

Несмотря на все эти достижения проектов ГЧП и их преимуществ, с учетом соблюдения следующих условий можно достичь гораздо большего для того, чтобы привлечь капитал и методы управления частного сектора, а также удовлетворить огромные потребности региона в инфраструктуре.

Во-первых, правовая и судебная среда должна быть достаточно надежной, а процесс формирования политики – предсказуемым, чтобы стимулировать участие частного сектора в проектах ГЧП. Регуляторная среда должна поддерживать такие механизмы, как [международное] разрешение споров и арбитраж, чтобы помочь обеспечить устойчивость инвестиций в критически важную инфраструктуру. Наряду с разумной, долгосрочной политикой и принятием решений, важна роль опытного консультанта по сделкам, способного помочь в разработке структуры ГЧП, которая будет привлекательной для финансирования, учитывая интересы как государственного, так и частного секторов.

Во-вторых, для успеха ГЧП проект должен быть правильно подготовлен и оценен. Он должен быть коммерчески осуществимым, финансово доступным, а риски должны быть адекватно распределены между государственным и частным секторами. Это дает инвесторам уверенность и может способствовать усилению конкуренции в участии в проектах.

В-третьих, конкуренция имеет большое значение, поскольку чем выше конкуренция среди инвесторов, тем выгоднее сделка для государства и тем лучше результат для страны.

Растущее число ГЧП, проводимых на конкурсной основе, содействуют преобразованию Центральной Азии в один из важных рынков для международных инвесторов. IFC готова сотрудничать с правительствами в укреплении основы для создания новых социальных и экономических возможностей для миллионов граждан стран Центральной Азии.


Кассандра Колберт — старший менеджер IFC в Центральной Азии.

Ad coverAd cover