Экспортер плодоовощной продукции из Кыргызстана расширил производство и рынки сбыта при поддержке USAID

Компания «Кыргызцентрпродукт» при поддержке Агентства США по международному развитию увеличила производство и поставки плодоовощной продукции из Кыргызстана. Об этом рассказал основатель компании в материале, опубликованном на портале USAID.

Деловой путь Манаса Белошарова начался с переработки и экспорта фасоли в Молдову. В 2013 году он построил завод по переработке бобов в Таласской области, чтобы увеличить объемы экспорта и удовлетворить потребности различных иностранных потребителей, но его потенциал на рынке все еще был ограничен.

«Я изучал множество других возможностей для бизнеса, прежде чем решил продавать фасоль, выращенную в Таласской области», — говорит Манас Белошаров, основатель компании «Кыргызцентрпродукт».

Поскольку бобы не портятся при транспортировке, «Кыргызцентрпродукт» может собирать, производить и экспортировать большие объемы в соседние страны.

Новое направление

Покупатели хотели приобретать свежие овощи, поэтому Манас использовал тот же подход к доставке свежих продуктов, включая морковь, картофель, свеклу, лук, капусту, яблоки и болгарский перец, которые он собирал и экспортировал оптом.

В 2016 году он построил в Чуйской области холодильный склад для хранения и переработки овощей местного производства — продавал их на экспорт и местным предприятиям под брендом «Кыргызский продукт». Однако строгие требования, предъявляемые розничными сетями к размеру и качеству овощей, приводили к тому, что 30% можно было продавать только в качестве корма для животных или полностью выбрасывать.

Проблемы, с которыми сталкиваются Манас и другие владельцы агробизнеса в Кыргызстане, включают небольшие объемы производства, отсутствие сертификации, а также транспортные и логистические ограничения, обусловленные положением страны, не имеющей выхода к морю.

«Без хорошей стратегии продвижения даже самые качественные продукты могут так и не найти своего покупателя», — отмечает Манас.

Сотрудничество с USAID

Одним из подходов к сокращению потерь продукции Манаса было максимальное увеличение производства сушеных овощей. Сотрудничество «Кыргызцентрпродукт» с Агентством США по международному развитию началось в 2019 году, когда компания получила современное оборудование для сушки овощей почти на $94 тысячи через инновационный фонд USAID. Этот фонд оказывал финансовую помощь бизнесу в разработке и внедрении инновационных способов увеличения экспорта из Центральной Азии.

Новое оборудование позволило компании Манаса принимать больше овощей у фермеров и обеспечить рынки сбыта для 500 местных фермеров. Кроме этого, расширение производства помогло создать 70 сезонных рабочих мест и удвоить штат сушильного отделения до 40 человек.

Поиск новых рынков

При поддержке проекта USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест, в начале 2020 года Манас посетил выставку «Gulfood» в Дубае. В результате встреч с потенциальными покупателями на выставке, «Кыргызцентрпродукт» подписал контракт на поставку продукции с пакистанской компанией на $100 тысяч.

Помощь USAID пришла незадолго до пандемии COVID-19, которая привела к закрытию границ и сделала практически невозможным экспорт свежих продуктов. Поскольку овощи портятся до отгрузки, а «Кыргызцентрпродукт» несет непредвиденные убытки, Манасу нужен был способ сохранить свой бизнес в это трудное время. Опять же, решение было найдено в производстве сушеных овощей, готовых к приготовлению — нескоропортящегося продукта, который можно было продавать во время пандемии.

Впоследствии, в ноябре 2021 года, «Кыргызцентрпродукт» принял участие в выставке «FoodExpo Qazaqstan» на стенде USAID «Вкус Центральной Азии», на котором была представлена продукция плодоовощеводства Кыргызстана. Продукция компании, включая сушеную морковь, свеклу, лук, болгарский перец, тыкву и яблоки, пользовалась успехом. Компания смогла подписать контракт на сумму $500 тыс. с казахстанской розничной сетью «Magnum».


USAID стремится улучшить региональные торговые взаимосвязи для ускорения экономического роста и расширения экономических возможностей в Центральной Азии за счет гармонизации таможенных и пограничных процедур, расширения диалога между государственным и частным секторами по вопросам торговли и инвестиций, улучшения трансграничных связей между фирмами и решения гендерных вопросов торговли.


Читайте также:

Нам нужно продавать не сырье, а готовую продукцию — фермеры о перспективах сотрудничества с Россией

Фермеры КР планируют открыть 100 магазинов продуктов в России до конца года