В 2023 году «Кыргыз почтасы» запустит сервис курьеров на электромобилях и внедрит электронные заказные письма

В этом году ОАО «Кыргыз почтасы» поднялось с 98 места в рейтинге почтового развития стран-членов Всемирного почтового союза (ВПС) на 65 место. Что на это повлияло? Что изменилось за этот год и что планируется на следующий – об этом в интервью председателя правления ОАО «Кыргыз почтасы» Марата Черикчиева.

— В 2022 этом году государственное предприятие «Кыргыз почтасы» стало акционерным. Для чего это было сделано?

— Одним из важнейших событий за прошедший год стало приобретение «Кыргыз почтасы» статуса открытого акционерного общества. Сначала «Кыргыз почтасы» было реорганизовано в открытое акционерное общество «Кыргыз почтасы» с сохранением 100% акций в государственной собственности в лице Фонда управления государственным имуществом, позднее все акции были переданы Министерству цифрового развития КР.

Для «Кыргыз почтасы», в первую очередь, такая реформа — это возможность конкурировать с почтовыми и курьерскими службами на внутреннем и внешнем рынке посредством обновления структуры. Во-вторых, позволяет почтовой службе привлечь инвесторов для ведения совместных проектов, так как все годы существования в независимом Кыргызстане государственное предприятие на 100% находилось на самофинансировании. Что касается налаживания международных связей, то для «Кыргыз почтасы» это стало возможностью выхода на международную арену, путем открытия представительств и дочерних компаний.

— Какой стратегический план развития есть у «Кыргыз почтасы»?

— У «Кыргыз почтасы» есть стратегический план развития на 2022-2026 годы. Ознакомиться с планом можно в открытом доступе на нашем официальном сайте.

Он включает в себя 4 основных направления:

1. Почтовая деятельность и международная логистика.

В рамках данного пункта подразумевается запуск МОЗГР (место обмена за границей). Это позволит собирать и консолидировать почтовые отправления в Кыргызстан, повысить качество почтовых услуг, появится возможность для наших граждан торговать собственной продукцией на ведущих европейских маркетплейсах. Многие почтовые организации имеют МОЗГРы, например, Почта России — в Германии и Китае, Почта Казахстана — в Германии, Почта Армении — в США.

2. Цифровые продукты и автоматизация.

В рамках цифровизации почтовой деятельности мы разработали и внесли проект закона об электронном заказном письме. Данная услуга позволит доставлять письма в электронном виде. Например, такой продукт есть у Почты Белоруссии и Почты России.

3. Почтовые услуги и внутренняя логистика.

В рамках развития курьерской службы планируем в 2023 году приступить к запуску сети электрозарядных станций и курьерской службы на базе электромобилей. Средства на реализацию проекта планируется получить в рамках грантовой помощи от Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA).

4. Управление и реструктуризация.

Это переход в корпоративную форму управления. Например, многие успешные почтовые организации являются акционерным обществом, такие как Почта России, а также почтовые службы Германии, Казахстана, Италии и другие.

— Расскажите кратко о вашей компании и о работниках.

— «Кыргыз почтасы» имеет разветвлённую сеть отделений почтовой связи: это 916 объектов по всей республике, из них 872 отделений почтовой связи, 70% которых находятся в сельской и труднодоступных отдаленных высокогорных местностях. Общая численность сотрудников «Кыргыз почтасы» составляет 3011 человек. Из них 1006 почтальонов работают по всей республике. Почта в день по всей республике обслуживается от 20 до 30 тысяч человек.

— На сегодняшний день как именно улучшены условия труда?

— Посредством автоматизации и ремонтных работ в отделениях связи. Что касается последнего, то ежегодно во всех отделениях связи производится косметический ремонт. Капитальный ремонт в этом году произведен в Сокулукском, Ысыкатинском, Токтогульском районных филиалах, в Каракольском городском филиале, а также построено новые здания отделения связи в Токтогульском районе.

За прошедший год было автоматизировано около 500 отделений связи посредством внедрения компьютерной техники и подключения интернета. Была увеличена заработная плата сотрудников почты в среднем от 5% до 18%, но пока что только по г. Бишкек, далее планируется увеличить заработную плату по всей республике.

— От чего зависит повышение заработной платы сотрудников почты?

— «Кыргыз почтасы» является самофинансируемым предприятием. Для увеличения заработной платы необходимо увеличить доходность предприятия, за счет запуска новых продуктов нужно перестроить предприятие на рыночную экономику и начать зарабатывать.

Как вы понимаете невозможно за полгода увеличить доходность предприятия, так как «Кыргыз почта» до этого 30 лет была государственным предприятием и выполняла много социальных задач и функций. «Кыргыз почтасы» большое предприятия с 3000 коллективом и 916 объектами связи.

Проблем помимо маленькой зарплаты, накопившихся на протяжении многих лет, начиная от улучшения кадрового потенциала до улучшения инфраструктуры, которые за короткое время решить также, как и повысить зарплату разом в 916-ти наших объектах, просто нереально. Будем честными, чудес не бывает. Бывает правильно выбранная стратегия развития и действия в сторону ее реализации с учетом мировых трендов почтовых служб.

— Что делается для улучшения качества услуг?

— В «Кыргыз почтасы» поменялась система корпоративного управления. В целях оптимизации работы почтовой службы была изменена структура организации таким образом, что образовались три региональных департамента: Южный, Северный и Восточный, которые регулируют отделения почты соответственно в южном, северном и восточном регионах страны. Были закрыты убыточные отделения связи, были объединены некоторые районные филиалы и перестроен административно-управленческий персонал, что упростило процесс внутренней работы. Вся система работы почты постепенно централизуется. Также не осталось незамеченным и слияние в столице Бишкекского филиала, филиала «Кыргыз маркасы» с центральным аппаратом «Кыргыз почтасы».

С целью увеличения объемов трансграничной торговли со странами ближнего и дальнего зарубежья, развития системы международных перевозок, повышения эффективности логистических решений и сокращения сроков доставки впервые на азиатском рынке Почта Эстонии Omniva EE в тандеме с «Кыргыз почтасы» открыли место обмена за границей (МОЗГР) на территории нашей страны. МОЗГРы обычно выступают в качестве транзитных центров для обмена международной почтой между другими почтовыми операторами. Вслед за Эстонией, Почта Латвии открывает подобное представительство на базе «Кыргыз почтасы». В свою очередь мы открыли свой МОЗГР (представительство) на территории Эстонии, и намереваемся открыть в Латвии и в Китае на базе Почты Китая по одному представительству. Хочется отметить, что сотрудничество почтовых служб Кыргызстана и Европейских стран повышает качество почтовых услуг, дает доступ к более качественным продуктам и дает нашим гражданам возможность торговать собственной продукцией на ведущих европейских маркетплейсах.

На Евразийском рынке также идет работа по доступу (выводу) наших граждан на ведущие маркетплейсы.

Так, следующим шагом в сфере продвижения электронной торговли стало заключение контракта«Кыргыз почтасы» с крупным российским маркетплейсом Ozon:

  • по открытию пунктов приема/выдачи заказов с маркетплейса для потребителей на базе отделений связи «Кыргыз почтасы»;
  • выводу продавцов на Ozon;
  • совместному открытию на базе «Кыргыз почтасы» сортировочного центра Ozon;
  • логистика для Ozon.

Более того, «Кыргыз почтасы» и бизнес платформа «Табарман кей джи» подписали меморандум о сотрудничестве, согласно которому планируется создать многопрофильный центр по развитию электронной коммерции в Кыргызстане.  Данный проект нацелен на увеличение продаж услуг наших предпринимателей и экспортёров Кыргызстана на крупных торговых онлайн-площадках мира. Совместно создаются учебные центры подготовки специалистов по работе с маркетплейсами (Ozon, Wildberries, Яндекс маркет и другими). В том числе в рамках проекта планируется создать сервисы по приему, хранению, обработке товаров (фулфилмент услуг), доставке товаров электронной коммерции, сбору и консолидации посылок и грузов по всему миру.

—  Как вы представляете работу современной почты?

— О современности почты — это то, что мы как раз отобразили в нашем проекте «Реновация». Реновация «Кыргыз Почтасы» — это трансформация традиционных отделений почты в современные многофункциональные центры для населения, продуманный для комфорта кыргызстанцев с целой экосистемой.

Современное отделение связи должно включать в себя: ЦОН (где гражданин сможет получить государственные услуги), почту-маркет со всем необходимым для дома, пункты выдачи-приема с маркетплейсов, оплату услуг ЖКХ и другое. Проект по реновации внесен на рассмотрение в Центр государственно-частного партнерства КР.

Международные почтовые организации запускают склады полностью автоматизированные, а также внедряют доставку в труднодоступные населенные пункты посредством дронов и роботов (беспилотников). Наша задача стремиться довести почту до такого уровня.

— Как ведется работа с корпоративными клиентами?

— Наши клиенты теперь могут пользоваться чат-ботом в мессенджере Telegram, что очень удобно. Там, например, есть почтовый калькулятор, который рассчитает тарифы на отправления в любую страну, можно отследить местонахождение посылок, рассчитать налог на транспортное средство, оставить обращение. На постоянной основе ведутся консультации с потребителями онлайн в социальных сетях, по электронной почте и вживую.

— Расскажите подробно о цифровых решениях у «Кыргыз почтасы».

— С этого года граждане могут отследить свою посылку по системе отслеживания посылок, направляемых в и отправляемых из Кыргызстана. На международных сайтах почтовых служб и на сайте «Кыргыз почтасы» можно отследить отправления по штрих-коду. Кроме этого через сайт почты можно осуществлять безналичные платежи за коммунальные, государственные и другие услуги.

С недавнего времени «Кыргыз почтасы» был назначен оператором электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза. В рамках данного проекта, по утверждению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), оператор электронной торговли будет представлен в качестве посредника между иностранными интернет-магазинами и конечным потребителем, обеспечивая доставку заказа, декларирование и предварительную уплату таможенных платежей. А его основной задачей станет обеспечение прозрачного, удобного и надежного канала поставки товаров, а также предоставление достоверной информации о таких поставках уполномоченным государственным органам.

Для дальнейшего развития вышеуказанной концепции и с учетом сложившейся мировой ситуации Министерство экономики и коммерции инициировало проект постановления по бондовому складу.

Бондовый (таможенный) склад – это особая экономическая зона, склад, на который интернет-магазины могут завозить товары из-за рубежа и хранить его под таможенным контролем, но без растормаживания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин, без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения до приобретения покупателями. В отличие от склада временного хранения бондовый склад может работать как таможенный фулфилмент: позволяет переупаковывать, перемаркировывать грузы, отчуждать их в пользу третьих лиц.

Данный проект позволит получать посылки в кратчайшие сроки, улучшить таможенное администрирование, а самое главное это увеличит рост доли электронной коммерции в странах ЕАЭС, что позволит, с одной стороны, создать сбалансированную и безопасную среду для всех участников данного вида деятельности, а с другой стороны – существенно расширит выбор возможных форматов и инструментов взаимодействия между производителями, потребителями и интернет-площадками в целях дальнейшего развития электронной торговли.

— Будет ли улучшаться инфраструктурная часть, чтобы улучшить сервис?

— «Кыргыз почтасы» не в состоянии глобально изменить инфраструктуру одномоментно, но в соответствии с современными реалиями ищет инвесторов и направляет заявки на финансирование своих проектов по модернизации инфраструктуры в международные фонды и донорские организации. Так, например, была направлена заявка на грантовую помощь от Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA), в рамках которой предусматривается разработка и запуск пилотного проекта по оснащению отделений связи электромобилями для усовершенствования почтово-логистических услуг и в соответствии с этим, включает реализацию электрозарядных станций по республике. Предварительно данный проект планируется реализовать в течение 2023-2025 годов.

— «Кыргыз почтасы» что-нибудь еще новое внедряло в этом году?

— В этом году мы расширили спектр услуг посредством запуска почтово-курьерской службы «Кулук экспресс». Службу в формате пилотного проекта запустили в городах Ош и Джалал-Абад, инфраструктура которой вскоре расширится по всей стране. «Кулук экспресс» успешно доставляет не только бытовую, но и пищевую продукцию на электро-мотоциклах и автомобилях.