Дорогие кредиты, неблагоприятная среда и обременительный госконтроль… Что думают международные доноры о положении МСБ Кыргызстана?
Бизнес для своего развития всегда требует инвестиций. Если крупный бизнес в Кыргызстане представлен считанными компаниями, то количество малых и средних предприятий составляет 12.5 тысячи с 520 тысячами занятых, а индивидуальных предпринимателей 438 тысяч. Однако, по мнению международных доноров, малый бизнес имеет проблемы с доступом к финансовым средствам.
Вместе с государственными программами поддержку малому и среднему предпринимательству оказывают международные финансовые институты. Займы на развитие предоставляют Всемирный банк, Азиатский банк развития, Российско-Кыргызский фонд развития, Евразийский фонд развития и стабилизации, USAID, Германский банк развития, Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Японское агентство международного сотрудничества и другие.
Эксперты международных институтов на постоянной основе анализируют финансовый сектор Кыргызстана и предлагают свои рекомендации по улучшению положения МСБ. Economist.kg ознакомился с некоторыми докладами на эту тему.
Предприниматели остаются в неформальном секторе – IFC
В диагностике частного рынка Кыргызстана («Создание рынков в КР») эксперты Международной финансовой корпорации подчеркивают, что в Кыргызстане имеется неблагоприятная деловая среда, способствующая росту неформального сектора и ограничивая рост предприятий.
«Частный сектор Кыргызстана страдает от неформальной активности и недостающего «среднего звена». Предприятия в основном работают в теневом секторе и сконцентрированы в оптовой и розничной торговле и сельском хозяйстве. Рабочие места в обоих секторах преимущественно требуют низкой квалификации», — считают эксперты IFC.
Это говорит не только о низкой производительности, но и о финансовых ограничениях, препятствующих расширению масштабов производства и увеличению численности работников. Согласно результатам исследования, проводимого Всемирным банком, неформальная деятельность неизменно указывается в качестве одного из основных препятствий для малого и среднего предпринимательства в КР. В исследований 2019 года около 24% опрошенных предприятий указали неформальную деятельность в качестве главного препятствия для бизнеса, а еще 39% отметили ее как одно из основных препятствий.
«При этом уровень неформальной деятельности со временем снизился – с примерно 42% ВВП в 1993 году до 24% в 2017 году. На незарегистрированные предприятия также приходится значительная часть занятых (57% работников). Такие предприятия сосредоточены в торговле оптовой и розничной и сельском хозяйстве и обеспечивают в основном рабочие места, требующие низкой квалификации», — говорится в отчете IFC.
Хотя микро- и малые предприятия открывать легко, предприниматели остаются в неформальном секторе, чтобы избежать необходимости соблюдения обременительных регуляторных правил и взаимодействия с налоговыми органами.
Неэффективный и обременительный государственный контроль тоже стимулирует неформальную деятельность. Например, эксперты выделяют то, что проверки по-прежнему ориентированы на наказание нарушителей законодательства, а не на консультирование и повышение информированности. Система управления по результатам в государственных инспекциях ориентирована на показатели количества проведенных проверок, собранных штрафов и выявленных нарушений.
Аналитики предлагают повышать доступность финансовых услуг для неформальных микропредпринимателей (держателей патентов и сертификатов), расширить физический и цифровой доступ к финансовым услугам, решить проблемы комплексной проверки клиентов и функциональной совместимости, поощрять инновации и вкладывать средства в развитие финансовой грамотности.
Существующие финансовые продукты в КР являются краткосрочными, не согласуются с параметрами сезонности и не учитывают более длительные сроки отдачи, характерные для туристического сектора. Финансирование, предоставляемое МСП, должно помочь этим предприятиям переходить в формальный сектор и расширять свой бизнес. Финансовые продукты, которые ММСП используют в настоящее время, характеризуются высокими процентными ставками и короткими сроками погашения, что оказывает негативное воздействие на МСП и ограничивает их рост.
Система регулирования и лицензирования создала двойную экономику – АБР
Эксперты Азиатского банка развития Такаши Ямано, Хэл Хилл, Эдимон Гинтинг и Джиндра Самсон также обратили внимание на необходимость срочных реформ для создания более благоприятной среды для ведения бизнеса, создания условий, чтобы преодолеть текущую проблему, когда малые фирмы не хотят расти.
В научной работе «Кыргызская Республика. Улучшение потенциала роста» отмечено, что финансовый сектор Кыргызстана остается слаборазвитым: он невелик, дуалистичен, разрыв между процентными ставками по кредитованию и депозитам очень большой. Малые и семейные предприятия редко обращаются в крупные банки, вместо этого они полагаются на микро-кредиты, процентные ставки по которым вполне управляемы в краткосрочной перспективе, но для долгосрочных инвестиционных проектов – слишком высоки.
Вот что предлагают авторы исследования:
- Во-первых, упростить регулирующие документы, касающиеся МСБ, чтобы стимулировать их переход из неформального сектора в официальный. Уравнять налогообложение для малых и крупных компаний, снизить налоги на заработную плату и уменьшить регулятивное и коррупционное давление на крупные фирмы.
- Во-вторых, необходимы дополнительные инвестиции в качественное обучение для расширения профессиональных и карьерных возможностей преподавателей, улучшения культуры сотрудничества, системы наставничества, оценки эффективности и социальных льгот;
- В третьих, в программы школьного образования следует включить так называемые «жизненные навыки» и расширить спектр получаемых ИКТ навыков.
Система регулирования и лицензирования создала двойную экономику, в которой относительно небольшой формальный сектор сосуществует с крупным неформальным сектором. Рост малых и семейных предприятий ограничивается большими сложностями, коррупцией, бизнес-средой с высокими налогами. Без значительных изменений, упрощения регулятивных документов и правил, занятость за рубежом (и, возможно, постоянная миграция) останется устремлением большей части населения страны.
По мнению экспертов, переход малого предприятия в разряд среднего влечет за собой большие затраты на социальное обеспечение и другие выплаты, а также следование более жесткому регулированию. Это одна из причин, почему государственные компании выглядят неэффективными по сравнению с частными фирмами, которые могут выбрать наиболее лояльный налоговый режим и получать прибыль, в то время как государственные компании, как ожидается, будут следовать всем официальным правилам.
Рынок частных услуг по развитию бизнеса остается слаборазвитым – ОЭСР
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также согласны с тем, что базовый рынок частных услуг по развитию бизнеса (УРБ) остается слаборазвитым, а доступ к ним затруднен для малых предприятий.
В докладе ОЭСР отмечается, что в структуре частного сектора Кыргызстана по-прежнему преобладают микро-, малые и средние предприятия (ММСП). Именно к ним относится большинство предприятий сельского хозяйства и сферы услуг, например оптовой торговли, розничной торговли и гостеприимства.
«Более пристальный взгляд на подкатегории ММСП показывает, что доля индивидуальных предпринимателей выше, чем доля малых или средних предприятий как с точки зрения ВВП, так и занятости. На эту категорию приходится 21 % и 17 %, соответственно», — говорится в докладе.
В целом на частных предприятиях было занято 84 тысяч человек. Количество МСП и занятость населения в них сокращаются. С другой стороны, количество индивидуальных предпринимателей растет и в 2019 году достигло 401 700 (выросло на 2,8 %). COVID-19 оказал глубокое влияние на ключевые факторы экономического роста страны и стимулировал большую поддержку частного сектора.
Среди причин низкого уровня использования УРБ ММСП назвали их высокую стоимость (24 %) и сложность поиска необходимых услуг. Более трети респондентов предпринимали попытки получить УРБ, но не смогли найти соответствующие услуги. Малые предприятия столкнулись с наибольшими трудностями в доступе к таким услугам, равно как и предприятия, действующие за пределами крупных городов, поскольку предоставление услуг по развитию бизнеса сосредоточено преимущественно в Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и Чуйской области.