Санкции, курсы валют, маловодье — кабмин спрогнозировал риски для экономики КР

Постановлением кабмина от 6 сентября текущего года утвержден прогноз социально-экономического развития Кыргызстана на 2023–2027 годы. Соответствующий документ опубликован на сайте кабмина.

Как отмечается в документе, экономика Кыргызстана является открытой, а потому находится под воздействием негативного влияния глобальных процессов.

При неблагоприятном развитии событий экономика страны столкнется с последствиями: простоями или полной остановкой на производстве из-за нехватки комплектующих, задержками или сокращениями зарплаты, разорениями бизнеса, увольнениями, перебоями в снабжении населения и мощным всплеском инфляции.

Возможными рисками являются:

  1. Расширение антироссийских санкций, что повлечет за собой:
    • сокращение внешнего спроса и предложения, ухудшение условий торговли с основными торговыми партнерами;
    • замедление экономики, снижение деловой активности и отсутствие финансирования экономического роста. Осложнение ситуации на мировых финансовых рынках может создать препятствия в поступлении внешних заимствований либо привести к удорожанию стоимости привлекаемых ресурсов;
    • сужение внутреннего спроса из-за замедления экономической активности, обусловленного сокращением притока инвестиций и денежных переводов трудовых мигрантов;
    • удорожание цен и рост уровня инфляции, что в свою очередь приведет к увеличению себестоимости затрат в секторах экономики.
  1. Нестабильность на фондовых рынках, что отрицательно может сказаться на котировках ценных бумаг и привести к волатильности валют.
  2. Неблагоприятный природно-климатический фактор, который может оказать воздействие на развитие агропромышленного комплекса и энергетики (наступление маловодного периода).
  3. Зависимость внутреннего рынка от импорта продовольственной группы товаров, ГСМ.
  4. Недостаток и высокие цены на отдельные виды социально-значимых товаров.
  5. В структуре освоения инвестиций в основной капитал сократились объемы кредитов банков на 51.3%, средств предприятий и организаций – на 4.6%, иностранных кредитов – на 13.5%. В нынешних условиях предприниматели/инвесторы занимают выжидательную позицию.
  6. Перебои в обеспечении источниками финансирования запланированных капитальных вложений, соответственно вялый рост в строительстве (за 6 месяцев рост всего на 3.4% при очень низкой базе за соответствующий период 2021 г – 84.4%).
  7. Сбои в корреспондентских банковских отношениях и в работе международных платежных систем, обусловленные изоляцией российских банков от западных финансовых систем, могут сдерживать возможности КР по осуществлению трансграничных платежей в долларах США и евро, а замедление темпов роста может ухудшить качество кредитных портфелей банков.
  8. Сокращение объема экспорта золота (за 2021 год – спад в 3 раза, за 4 месяца 2022 года – спад в 105.6 раза), несмотря на увеличение объемов производства (за 2021 год увеличился на 1.8%, за 4 месяца 2022 года – на 28.3%), что ухудшает состояние платежного баланса страны.
  9. Неустойчивая работа энергетической отрасли из-за природно-климатического фактора, который влияет на приток воды в Токтогульскую ГЭС в период вегетации. По итогам 6 месяцев 2022 года фактическая выработка электроэнергии снизилась на 17.1%.
  10. Высокий уровень неформальной экономики (по данным Нацстаткома за 2020 год, составил 20.8% или 125 млрд сомов).
  11. Сохранение высокого уровня госдолга (по итогам 2021 года отношение госдолга к ВВП составило 60.3%), который может ограничивать возможности фискального стимулирования, соответственно бюджетный дефицит будет угрожать дальнейшим ростом госдолга.
  12. Сохранение отдельных таможенных барьеров и т.д.
  13. Увеличение дефицита госбюджета КР вследствие:
    • увеличения расходов на реализацию мер по минимизации последствий резких колебаний обменного курса, недопущению резкого повышения цен на товары, услуги; пополнению госзапасов для обеспечения продовольственной безопасности, поддержке предпринимательства за счет ввода отдельных льгот по налогообложению, кредитованию и др.;
    • увеличения расходов для целевой помощи
      социально-уязвимым слоям населения;
    • сокращения потенциальных кредитных и грантовых поступлений при сохранении прежнего уровня социальных расходов;
    • роста объемов внешнего госдолга из-за замедления деловой активности и высокой волатильности на финансовом рынке.

Как становится понятно из данного прогноза кабмина, очень много изменчивых факторов негативно влияют на нынешнюю экономическую ситуацию Кыргызстана.