

Государственно-частное партнерство — это особый механизм привлечения государством частного партнера к проектированию, финансированию, строительству, восстановлению, реконструкции инфраструктурных объектов.
Всего в настоящее время Центр государственно-частного партнерства имеет 55 проектов на сумму более чем в $1 млрд. Данные проекты планируется реализовать в 2022-2026 годах. Economist.kg решил разобраться, какие из них самые дорогостоящие и в каких они отраслях.
Так, общая сумма десяти самых дорогих проектов составляет $927.7 млн (это более 76 млрд сомов). Большинство из них направлены на такие отрасли, как транспорт, энергетика и здравоохранение.
Таможенно-логистический комплекс в Ат-Башинском районе Нарынской области — $20 млн
- Отрасль: Таможня и логистика
- Госпартнер: Таможенная служба
- Срок соглашения: 30 лет
Описание проекта:
Строительство таможенного терминала и околотаможенной инфраструктуры близ пункта пропуска «Торугарт». Цель проекта — улучшение таможенного контроля товаров, развитие экономического роста и внешнеэкономических связей региона.
Строительство комплекса поспособствует совершенствованию систем контроля, модернизации таможенного управления, таможенной инспекции, а также приведет к повышению эффективности и качества торговой логистики.
Реконструкция кинотеатра «Кызыл Кыргызстан» — $20.4 млн
- Отрасль: Культура
- Госпартнер: Департамент кинематографии
- Срок соглашения: 49 лет
Описание проекта:
В центре Бишкека будет открыт новый детский кинотеатр, в котором будут демонстрироваться кинофильмы детской тематики и для семейного просмотра. Проект предполагает строительство 19-этажного комплекса «Бурана Гранд» с интегрированным кинотеатром на 2 этаже. Кинотеатр рассчитан на 100 посадочных мест и экраном до 10 метров с эстрадной площадкой перед проекционным экраном. После окончания реконструкции имущественный комплекс кинотеатра будет передан департаменту кинематографии на безвозмездной основе.
Строительство Каракульской малой ГЭС на реке Кара-Суу — $25 млн
- Отрасль: Энергетика
- Госпартнер: ОАО «Каракульская ГЭС» — Фонд госимущества
- Срок соглашения: до 49 лет
Описание проекта:
Проект предусматривает строительство Каракульской ГЭС на реке Кара-Суу, левобережного притока реки Нарын. Строительство намечается на приустьевом участке, сопрягающимся с нижним бьефом Токтогульской ГЭС. Предварительная мощность будет составлять 18 МВт со среднегодовой выработкой 110 млн кВтч. Срок строительства составит 2-2.5 года.
Реконструкция ипподрома в Бишкеке — $35 млн
- Отрасль: Спорт
- Госпартнер: Мэрия Бишкека
- Срок соглашения: 10 лет (предварительно)
Описание проекта:
Данный проект направлен на строительство нового ипподрома с современной сопутствующей инфраструктурой. Площадь земельного участка – 57.4 га. Строительство предусматривает увеличение посадочных мест для размещения зрителей, модернизацию беговой дорожки, создание рациональной транспортной и коммуникационной инфраструктуры, улучшение архитектурного облика строения и т.д.
Улучшение общественного транспорта в Бишкеке — $45.6 млн
- Отрасль: Транспорт
- Госпартнер: Мэрия Бишкека
- Срок соглашения: 10 лет (предварительно)
Описание проекта:
Проект направлен на выведение маршруток на окраину Бишкека посредством замены их на новые автобусы и троллейбусы. Потребуется общий автобусный и троллейбусный парк в 710 единиц, с 220 троллейбусами (170 оперативных, 50 резервных) и 490 автобусами (380 оперативных и 110 резервных), маршрутки будут сокращены до нескольких сотен с нынешних нескольких тысяч. Кроме того, проект предполагает сокращение маршрутов со 140 до 48, что значительно упрощает понимание маршрутной сети пассажиром и сокращает число параллельных маршрутов, которые вызваны неэффективностью работы и пробками на главных улицах города.
Строительство многофункциональной больницы — $50 млн
- Отрасль: Здравоохранение
- Госпартнер: Минздрав
- Срок соглашения: до 30 лет
Описание проекта:
В рамках данного проекта предусматривается строительство многофункционального комплекса, состоящего из восьми больниц, включая родильный дом, детскую больницу, больницу общего профиля, больницу сердечно-сосудистой системы, больницу неврологии и ортопедии, онкологическую больницу, реабилитации и психиатрическую больницу. Комплекс будет оснащен достаточным количеством современного оборудования, с большой площадью и наличием желтой комнаты для лиц с риском заражения.
Строительство 20 школ в Кыргызской Республике — $59.7 млн
- Отрасль: Образование
- Госпартнер: Минобразования
- Срок соглашения: 20 лет
Описание проекта:
Целью проекта является строительство 20 современных школ, предоставляющих качественные услуги образования, способствующих снижению затрат на содержание зданий, так как при строительстве будут применены современные материалы.
Строительство и эксплуатация учебной больницы при КГМА — $152 млн
- Отрасль: Здравоохранение
- Госпартнер: Кыргызская государственная медицинская академия (КГМА)
- Срок соглашения: 20 лет
Описание проекта:
Строительство учебной больницы, благодаря которой будет обеспечиваться очень высокий уровень подготовки будущих врачей и повышение квалификаций практикующих врачей.
Клиника будет специализироваться в тех областях медицины, которые наиболее востребованы. Огромное внимание будет уделено диагностическим службам больницы. В клинике будет расположено: амбулаторный центр, диагностический центр, конгресс центр, операционный блок, административный блок, стационар, фармацентр и учебный блок.
Строительство высотных каркасных солнечных электростанций — $220 млн
- Отрасль: Энергетика
- Госпартнер: Минэнерго
- Срок соглашения: 25 лет
Описание проекта:
Целью проекта является решение энергетической безопасности КР путем введения новых мощностей в энергетике с использованием новейших технологий на ВИЭ мощностью 300 МВт на 500 га земли в связи с климатическими изменениями.
Строительство альтернативного тоннеля на перевале Тоо-Ашуу — $300 млн
- Отрасль: Транспорт
- Госпартнер: Минтранс
- Срок соглашения: 30 лет
Описание проекта:
Автомобильная дорога Бишкек-Ош протяженностью 672 км на 129-ом километре проходит через тоннель им. К.Кольбаева. Строительство нового тоннеля на высоте 2.2 тысячи метров над уровнем моря (на 1 тысячу метров ниже действующего тоннеля им. К. Кольбаева) позволит обеспечить КР альтернативным автомобильным тоннелем с большей пропускной способностью.
В настоящее время для реабилитации и строительства дорог под гарантии правительства КР привлечено порядка $2.5 млрд. При этом, для полного завершения реабилитации дорог потребуется дополнительно около $400 млн.
В связи с этим строительство альтернативного тоннеля целесообразно реализовать как проект ГЧП, а вложенные инвестиции возвращать через оплату за проезд через тоннель. При разумной тарифной политике окупаемость проекта по предварительным расчетам составит около 30 лет.