Насколько важна борьба с отмыванием денег и как контроль работает в Кыргызстане? Подробный расклад Нацбанка

Отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост. И отмывание денег, и финансирование терроризма могут ослабить отдельные банки, и оба явления представляют угрозу для репутации всего финансового сектора той или иной страны. Одной из основных задач надзорных и регулирующих органов государств является обеспечение надежности финансовой системы. Используя все имеющиеся инструменты, они следят за тем, чтобы финансовые учреждения не попали под контроль криминальных кругов и не использовались в преступных целях.

Как риск-ориентированный подход в части финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов работает в Кыргызстане и насколько он важен рассказала главный инспектор управления банковского надзора Нацбанка Кыргызстана Зулфия Элкеева.

Что такое риск и риск ФТД/ЛПД?

Риск – это вероятность, угроза потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов. Риск присутствует в любой операции, при этом его размер может быть разных масштабов и по-разному компенсироваться.

Риск финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (ФТД/ЛПД) — это риск прямых или косвенных убытков, которому подвержен банк в результате нарушения банком требований законодательства, правил или стандартов в области противодействия ФТД/ЛПД, вследствие вовлечения банка, его клиентов и партнеров в процессы, связанные с отмывание денег и финансированием террористической деятельности.

Отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост. И отмывание денег, и финансирование терроризма могут ослабить отдельные банки, и оба явления представляют угрозу для репутации всего финансового сектора той или иной страны.

Противодействие отмыванию денег включает в себя борьбу с последующим использованием доходов, полученных в результате совершения преступлений, и создание дополнительных механизмов для выявления этих преступлений, и наказания лиц, которые их совершили. Террористическая деятельность и финансирование терроризма также затрагивают и национальную, и международную экономику. Как и лица, занимающиеся отмыванием денег, террористы получают свои огромные доходы разнообразными незаконными путями: в результате контрабанды товаров, похищения людей, вымогательства, торговли наркотиками и др. Для распределения и использования полученных средств им также необходима финансовая инфраструктура.

Одной из основных задач надзорных и регулирующих органов является обеспечение надежности финансовой системы. Используя все имеющиеся инструменты, они следят за тем, чтобы финансовые учреждения не попали под контроль криминальных кругов и не использовались в преступных целях.

Негативные последствия, связанные с рисками ФТД/ЛПД

Негативные последствия, с которыми могут столкнуться финансовые учреждения, тем или иным образом задействованные в незаконных операциях, в целом подразделяются на:

  • Репутационные, когда клиенты, обеспечивающие учреждению стабильную депозитную базу и составляющие костяк надежных заемщиков, теряют к нему доверие и переходят на обслуживание в другие банки.
  • Операционные, когда отмывание денег и финансирование терроризма отрицательным образом сказывается на внутренних процессах в финансовом учреждении и его отношениях с другими банками, а также ведет к увеличению операционных расходов и затрат на привлечение средств.
  • Правовые, когда возникает риск судебных разбирательств, вынесения неблагоприятных судебных решений, невозможности предъявить в судебном порядке претензии по некоторым контрактам, наложения штрафов и применения других санкций, включая отзыв лицензии и отстранение от работы руководства финансового учреждения (в некоторых случаях с пожизненным запретом на работу в банковском секторе).

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход – применение усиленных мер при наличии высокого уровня риска или упрощенных мер при наличии низкого уровня риска в соответствии с установленными процедурами управления риска (выявление, оценка, мониторинг, контроль, снижение степени риска).

Финансовые учреждения обязаны:

1) Оценивать, определять, документально фиксировать и постоянно обновлять свои риски с учетом результатов национальной оценки рисков и типичных критериев высоких и низких рисков.

2) В установленном порядке представлять информацию о выявленных рисках Национальному банку и органу финансовой разведки.

3) Разрабатывать и применять усиленную или упрощенную политику, а также меры контроля, процедуры по управлению и снижению рисков.

Банк при проведении надлежащей проверки клиента применяет усиленные или упрощенные меры надлежащей проверки клиента с использованием риск-ориентированного подхода.

Банк обязан классифицировать своих клиентов с учетом критериев риска (высокий и низкий). Для определения уровня риска необходимо как минимум принимать во внимание вид деятельности клиента и местонахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента. Типичные критерии высоких и низких рисков устанавливаются и публикуются органом финансовой разведки. Банки могут разрабатывать и применять критерии средних рисков.

На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучать клиента, банком оценивается уровень риска осуществления клиентом возможного финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, который отражается в анкете клиента.

Банк должен уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций банка, подверженных высокому риску осуществления финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций.

Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах — снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. С увеличением рисков отмывания денег необходимы более строгие меры контроля. Тем не менее, все категории риска, будь то низкие, средние или высокие, должны быть идентифицированы и снижены с помощью соответствующих инструментов — проверки личности клиента, комплексной проверки клиентов, мониторинга подозрительной активности и отслеживания экономических санкций.

Следует отметить, что согласно закона КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» (закон «О ПФТД/ЛПД») Государственная служба финансовой разведки является уполномоченным государственным органом Кыргызстана в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

Основными задачами органа финансовой разведки являются сбор (получение) и хранение сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации об операциях (сделках), проведение оперативного анализа сообщений о подозрительных операциях (сделках), подготовка обобщенного материала или информации по результатам оперативного или стратегического анализа и направление их по собственной инициативе или по запросу в соответствующие государственные органы, применение целевых финансовых санкций и мер по приостановлению операций (сделок) и другие задачи.

В свою очередь согласно статье 23 закона «О ПФТД/ЛПД» финансовые учреждения (в том числе и коммерческие банки КР) формируют и направляют в орган финансовой разведки сообщения о подозрительных операциях (сделках) в ходе работы со своими клиентами.

Также необходимо отметить, что Национальный банк и Госфинразведка тесно сотрудничают в части выявления нарушений в деятельности коммерческих банков для принятия соответствующих мер.

Рост теневой экономики, легализация денежных средств, полученных преступным путем, а также финансирование терроризма являются основными угрозами и вызовами современного общества. Ключевая задача государства и органов банковского надзора любой страны — сделать все необходимое, чтобы банковская система не могла быть использована для отмывания денег и финансирования терроризма. В сложные времена эти задачи приобретают еще большую важность и значимость.