Все недочеты законопроекта о 30-процентной госдоле в недропользовании

Профильный комитет парламента рассматривает законопроект поправок в законы «О недрах» и «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» об обязательной 30-процентной госдоле в золоторудных компаниях. Бизнес-обмудсмен Робин Орд-Смит изучил документ и указал на ряд неясных моментов.

Так, например, текст законопроекта не объясняет, будет ли он иметь обратное действие — коснется ли он недропользователей, уже получивших лицензии. «Очевидно, что согласно ряду норм законодательства, закон не имеет обратной силы, однако, тем не менее, такой вопрос тревожит некоторых бизнесменов», — говорится в комментарии бизнес-омбудсмена.

Кроме того, неясно, как государство будет входить в состав юридического лица: будет ли государство выкупать долю или ее будут передавать безвозмездно. Законопроект не содержит четких норм.

«Согласно законопроекту, документ будет регулировать вопрос пользования крупными и средними месторождениями золота. В то же время не ясен принцип классификации размеров месторождений», — отметил Орд-Смит, добавив, что это создаст возможности для субъективной трактовки.

Он сообщил, что также не совсем понятен механизм раздела прибыли, в частности, каким именно образом будет определяться пропорция, правом на которую будет обладать государство. «Норма о том, что соответствующая доля государства должна составлять не менее 30%, подразумевает, что доля может быть и выше, что несет в себе дополнительные риски для инвесторов», — считает бизнес-омбудсмен.

Процедурные «вопросы»

Орд-Смит опасается, что процедуры общественного обсуждения при рассмотрении законопроекта были проведены ненадлежащим образом. Так, законопроект был опубликован для общественного обсуждения 4 декабря 2019 года. Учитывая, что с указанного времени в него были внесены значительные поправки, законопроект, принятый в первом и во втором чтениях, существенно отличается от опубликованного в 2019 году.

Кроме того, по мнению бизнес-омбудсмена, процесс принятия подобных законопроектов требует не только обязательного проведения анализа регулятивного воздействия, но и разумного срока для предложений и замечаний всех заинтересованных лиц.
В связи с этим, возможно, следует провести по нему парламентские слушания, считает он.

Риски для инвестиционного климата

Лучшие примеры международной практики
регулирования недропользования предполагают не прямое вхождение государства в частные компании и получение их прибыли, а справедливое и предсказуемое налогообложение, отметил бизнес-омбудсмен.

«Данный законопроект в случае вступления в силу имеет
потенциальные риски для инвестиционного климата и международной репутации КР. Рекомендую рассмотреть возможность вернуться к процедуре второго чтения законопроекта для устранения возникших в нем пробелов и неясностей в соответствии со статьей 59 регламента ЖК КР», — добавил он.