Что происходит с проектом по IMEI-кодам и почему Минцифры тормозит его реализацию? Интервью с Айбеком Бакановым

Что происходит с проектом по IMEI-кодам и почему Минцифры тормозит его реализацию? Интервью с Айбеком Бакановым

Реализация проекта по созданию базы данных IMEI-кодов мобильных устройств связи в Кыргызстане для борьбы с контрабандой и пополнения бюджета затормозилась. Минцифры, по сути, возвращается к старой редакции закона от 2015 года и создает условия когда никакой прослеживаемости мобильных устройств не будет, а будут огромные расходы государства и сотовых операторов.

Напомним, с 1 января 2022 года в Кыргызстане вступили в силу изменения в законы «Об электрической и почтовой связи» и «О лицензионно-разрешительной системе». Одним из нововведений в данных поправках являлся вопрос урегулирования деятельности в области идентификации аутентичности международных уникальных идентификационных кодов (IMEI-кодов), действующих и ввозимых на территорию Кыргызстана устройств. Фактически законом вводилось лицензирование этой деятельности.

В декабре 2021 года исполнительный директор Ассоциации информационной безопасности и развития АйТи инфраструктуры Айбек Баканов рассказывал о сути проекта и о том, что необходимо сделать для начала практической реализации проекта (Интервью: С нового года вводится регистрация IMEI-кодов: Что это значит? Интервью с Айбеком Бакановым).

Спустя четыре месяца ситуация изменилась. Сегодня мы снова поговорим с Айбеком Бакановым и постараемся разобраться в текущей ситуации с проектом и оценить перспективы такого важного и нужного для нашей страны проекта.

– Закон вступил в силу 1 января 2022 года, но, как мы понимаем, реализация проекта так и не сдвинулась с мертвой точки, хотя прошло уже 4 месяца. Что происходит ?

– Да, вы совершенно правы, проект так и не стартовал, хотя после вступления в силу закона у правительства КР были все возможности запустить этот проект.

Необходимо было утвердить порядок проведения идентификации телефонов и внести изменения в Положение о лицензировании, затем по четким и прозрачным критериям, установленным законодательством, лицензировать операторов идентификации мобильных устройств. Однако проект постановления был заморожен на этапе согласования.

Нам трудно судить об истинных намерениях Министерства цифрового развития КР, но ясно одно, министерство не желает исполнять закон и приступать к реализации проекта.

Идет неисполнение действующего закона и под всевозможными предлогами затягивается утверждение подзаконных актов, необходимых для начала реализации проекта.

За последние четыре месяца министерством не было сделано ничего! Я бы хотел привлечь внимание депутатов Жогорку Кенеша к такому вопиющему нарушению закона.

Далее, под давлением общественности в СМИ и социальных сетях, Министерство цифрового развития заявило, что регистрация импортируемых телефонов будет бесплатной для населения, хотя изначально этот регистрационный сбор был рассчитан только для импортеров телефонов, а не рядовых покупателей. В итоге, на свет появился проект «Закона по идентификации» и 18 апреля 2022 размещен на сайте кабинета министров КР для общественного обсуждения.

– И что нового предлагается в этом законопроекте?

– Законопроект фактически отменяет скорую реализацию данного проекта в силу целого ряда причин, но давайте по порядку.

Во-первых, ничего нового не придумано, а было принято решение вернуться к старой редакции закона от 2015 года. В понятийном аппарате нового законопроекта исчезает понятие «оператор идентификации», а в Законе «О лицензионно-разрешительной деятельности» пропадает «идентификация мобильных устройств» как лицензируемый вид деятельности. В период с 2015 по 2022 министерство не сделало ничего для реализации данного проекта..

Иными словами, министерство, как мне видится, хочет заволокитить реализацию данного проекта, то есть разрабатывать техническое задание, разрабатывать сложнейшую систему идентификации мобильных устройств, проводить государственные закупки и вести контроль над работой новой базы данных IMEI кодов.

А самое главное — это то, что источником финансирования в данном случае будет республиканский бюджет.

Потянем ли мы такие огромные расходы в десятки миллиардов сомов на проект, который, наоборот нацелен на пополнение бюджета в размере 5 млрд сомов ежегодно? Конечно нет! Но непреодолимое желание Министерства цифрового развития распоряжаться таким бюджетом наталкивает на определенные мысли.

А самое главное, даже если Министерство цифрового развития КР сможет найти такие огромные средства на реализацию проекта, то эти расходы надо будет заложить в бюджет 2023 года, утвердить его, подготовить все технические регламенты, выбрать подрядчика на разработку системы с нуля, обкатать ее, провести интеграцию узлов сетей связи всех мобильных операторов и только тогда запустить систему в эксплуатацию.

Сколько времени займет вся эта возня? Ответ — 3-4 года. Это то время, которое республиканский бюджет будет недополучать миллиарды сомов, не будет кардинально решен вопрос с коррупцией и контрабандным ввозом телефонов, а также будет создана «кормушка» в миллиарды сомов для не чистых на руку людей, в виде государственного бюджета, выделенного на этот бюджет.

И мы все прекрасно знаем, как «весело» у нас проводятся государственные закупки. Вы можете назвать хоть один проект в ИКТ отрасли, успешно реализованный государством? Система выборов, биометрия, электронный документооборот в правительстве, электронная сдача налоговой отчетности? Все эти проекты реализовывались на фоне больших скандалов и постоянным переносом сроков их завершения.

По всей видимости, не будет решена огромная социальная проблема с кражами телефонов и телефонным терроризмом.  По сравнению с нашими ближайшими соседями, наша страна будет отброшена на годы назад в техническом развитии. Это недопустимо и опасно для национальной безопасности.

Также хотелось бы отметить низкое качество законопроекта, в котором нарушены базовые нормы юридической и законотворческой техники. К примеру, в законопроект введена норма о том, что Минцифры имеет право привлекать к работе юридические лица, имеющие международный опыт. Это что-то новенькое.

Для справки, для ведения базы IMEI кодов необходимо иметь доступ к международной базе IMEI кодов, которая находится в ведении международной ассоциации GSMA. Ни один государственный орган не имеет доступа к этой базе, так как членство в этой ассоциации дается только частным компаниям. Конечно, можно попробовать договориться о сотрудничестве с каким-то их действующих членов GSMA, но в этом случае стоимость проекта взлетит в разы, а без синхронизации государственной базы данных IMEI кодов с международной базой GSMA определить подлинность ввозимых телефонов в КР будет невозможно.

Далее, без доступа к базе данных GSMA таможенные органы не смогут сверять стоимость телефонов у производителей телефонов и декларируемые импортерами при ввозе телефонов в КР и мы неминуемо вернемся к ситуации, когда импортеры занижают стоимость ввозимой продукции и уклонения от выплаты таможенных пошлин в полном объеме.

И, развивая эту мысль, можно, конечно, предположить, что министерство может попытаться реализовать данный проект как проект государственно-частного партнерства, наподобие проекта «Безопасный город».  Однако, и тут возникает много вопросов, а учитывая печальный опыт реализации проекта «Безопасный город», становится понятным, что проект не будет реализован в обозримом будущем.

Мы все прекрасно помним ту череду скандалов, судебных тяжб, сопровождавшие начало реализации проекта «Безопасный город».  С момента анонсирования этого проекта и до его запуска прошло 10 лет! Поиск подрядчика сопровождался отменой 3 конкурсов и двумя уголовными делами. В результате размер штрафов ПДД поднялся в разы, потому что компания-подрядчик должна была вернуть свои инвестиции и что-то заработать. В СМИ была информация, что камеры для «Безопасного города» закупались за десятки тысяч долларов США за штуку. И сейчас министерство предлагает нам всем пойти по тому же пути и с проектом по идентификации мобильных устройств.

Что мы имеем в итоге? Реализация проекта «Безопасный город» передана Генеральной прокуратуре КР. Может тогда сразу передать реализацию проекта по идентификации ГКНБ и Генеральной прокуратуре?

Ну и надо отметить тот факт, что отмена лицензии на деятельность по идентификации мобильных устройств напоминает ситуацию с развитием рынка мобильной связи в 90-х прошлого века, когда государство заявляло, что мобильные сети должно строить государство и никаких частных операторов быть не должно. К счастью, этого не произошло и сейчас мы видим, что благодаря открытой конкуренции, рынок мобильной связи в нашей стране хорошо развит и тарифы на услуги операторов подают из года в год. Ну и ярким примером также является отрасль энергетики, в которой государственная монополия привела к деградации и развалу огромной отрасли страны.

Немаловажным является тот факт, что законопроектом предполагается переложить все расходы по интеграцию сетей операторов и базы данных IMEI кодов на плечи операторов связи. В какую сумму встанет такая работа — Министерство цифрового развития не знает.

– Что Вы предлагаете в данной ситуации? Если ли выход, который позволил бы начать скорейшую реализацию проекта в интересах всех граждан КР?

– Я хочу в очередной раз обратиться к президенту КР, председателю кабинета министров КР с просьбой не совершать ключевую ошибку в данном проекте и все-таки вернуться к исполнению действующего закона, вступившего в силу 1 января 2022 года.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.