Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Аскар Сыдыков – о лицензировании такси: Нужно несколько раз подумать, прежде чем принимать такие резкие меры регулирования

Аскар Сыдыков – о лицензировании такси: Нужно несколько раз подумать, прежде чем принимать такие резкие меры регулирования

МВД Кыргызстана разрабатывает правила лицензирования такси. В управлении по обеспечению безопасности дорожного движения говорят о том, что новый закон позволит повысить безопасность на дорогах и усилить госконтроль над пассажирскими перевозками. Какие риски в этой инициативе видит сам бизнес финансовому изданию Economist.kg рассказал глава Международного делового совета Аскар Сыдыков.

В декабре 2021 года Министерству внутренних дел Кыргызстана передали функции по регистрации авто и выдаче водительских прав. Этому же силовому ведомству поручили заняться лицензированием пассажирских перевозок – подготовленный свод правил для служб такси должен утвердить кабмин. В Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) обещают выслушать и учесть все мнения при разработке нового закона. Economist приводит одно из них.

По словам исполнительного директора Международного делового совета (МДС) Аскара Сыдыкова, пока инициатива вызывает много вопросов и опасений.

«Мне непонятно, как будет разработана методика лицензирования. Таксомоторные службы стараются контролировать своих водителей, но даже они не всегда успевают проверять 24/7. Как тогда будут работать контролирующие органы? Не превратится ли лицензирование в способ давления на таксопарки и самих таксистов? Где гарантия, что не будет коррупционных проявлений? Как будут регулироваться междугородние поездки? Отмечают, что основная причина введения лицензий – ДТП на междугородных трассах. При этом не до конца понятно, почему тогда в первую очередь регулируются перевозки по городу. Как новые правила отразятся на маленьких службах, работающих в регионах? Ведь им особенно сложно выдержать дополнительное регулирование. Что делать тем, для кого такси – это просто подработка? Так, например, таксуют пенсионеры. Или некоторые госслужащие, которые по вечерам и в свободное время пытаются найти дополнительный заработок», — задается вопросами глава МДС.

Он добавляет, что знакомые всем по голливудским фильмам желтые такси – это совсем другая история. В Америке крупные службы со своим автопарком или нанимают водителей, или водители за большие деньги покупают лицензию. Там частников нет. В Кыргызстане их много.

«Поэтому нужно несколько раз подумать, прежде чем принимать такие резкие меры регулирования. Частных извозчиков тоже нельзя в одночасье лишать работы. Это грозит повышением цен и дефицитом такси в нужное время», — считает Аскар Сыдыков.

Глава Международного делового совета перечисляет несколько возможных рисков при введении лицензирования такси. Бизнес может уйти в тень, чтобы не брать никаких разрешительных документов, влекущих за собой временные и финансовые затраты. Могут подняться тарифы – цены будут формироваться с учетом оформления лицензии, дополнительных расходов на услуги юриста, бухгалтера, стоимости самого разрешения на пассажирские перевозки.

«Как идет работа по патенту? Купил и продлеваешь. Не продлил, действие документа приостанавливается. Лицензирование – совершенно иной вид регулирования. Здесь уже госструктура может приостановить деятельность компании или даже лишить лицензии в любой момент. Опять же открываются различные возможности для проверяющих», — поясняет Аскар Сыдыков.

По его мнению, таксомоторные службы могут сами проследить за качеством и безопасностью предоставляемых ими услуг. Рынок сам себя отрегулирует лучше, чем контролирующие органы. Для этого нужно создать равные конкурентные условия и, возможно, установить для перевозчиков адекватную ставку единого налога.

«Ну, и, конечно, как и в любом деле, нужно советоваться со специалистами, учитывать мнения и интересы всех сторон. Даже международный опыт может быть не применим в отдельно взятой стране. Важно брать во внимание внутренние факторы, анализировать их и только потом принимать решение, а не просто спускать его сверху вниз. Если же говорить о мировой практике, в тех сферах, где нет критической необходимости, лицензии обычно наоборот отменяются. Все либеральные реформы идут по пути сокращения количества разрешений», — заключает глава МДС.
Ad coverAd cover