Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Риски нового Налогового кодекса – высокая ставка единого налога несет колоссальные угрозы для ресторанного бизнеса

Риски нового Налогового кодекса – высокая ставка единого налога несет колоссальные угрозы для ресторанного бизнеса

В Кыргызстане меньше месяца назад вступил в силу новый Налоговый кодекс, а недовольных новыми нормами все больше и больше. Первый месяц нового года запомнился огромными очередями в налоговых управлениях в связи с тем, что граждан обязали спешно выбирать налоговый режим и подавать соответствующее заявление. После завершения этого этапа налогоплательщики наконец получили возможность изучить новый документ и обнаружили множество изменений не в лучшую сторону.

Сейчас бурные обсуждения происходят в ресторанном бизнесе. Все дело в том, что согласно новой редакции Налогового кодекса, субъекты общественного питания получили возможность выбрать упрощенную систему налогообложения. К субъектам общественного питания относятся организации или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания – рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары и другие пункты общественного питания.

Адвокат и управляющий партнер фирмы «В рамках закона» Фатима Якупбаева рассказала, что если раньше многие субъекты общепита работали на основе налогового контракта и общего налогового режима, то сейчас они могут платить единый налог. Эта норма приветствовалась бизнес-сообществом в целом, и рестораторами в частности, еще до принятия нового Налогового кодекса. Тогда отмечалось, что старые нормы содержали в себе ряд недостатков. Например, при заключении налогового контракта субъекты часто сталкивались с необходимостью делать неофициальные платежи отдельным чиновникам, чтобы получить более «ориентированные» условия договора.

Предложенная же упрощенная система имеет ряд преимуществ, давая налогоплательщикам право платить единый налог взамен налога на прибыль, налога с продаж и НДС. С практической точки зрения, одним из плюсов единого налога, является то, что к расходам налоговые инспекторы при проверке уделяют меньше внимание. А все потому, что единый налог условно оплачивают в начале, а не в конце. С выручки, а не с прибыли. А значит почему такая дорогая аренда помещения, высокие зарплаты или почему прибыль распределяется ежемесячно, — волновать любознательного инспектора не должно, сообщила юрист Фатима Якупбаева.

Однако, несмотря на ряд преимуществ, новые нормы имеют существенный недостаток для представителей ресторанного бизнеса – и это налоговая ставка.

Максимальная налоговая ставка

Налогоплательщик должен платить налог в размере 8%. Именно этот пункт сейчас и беспокоит рестораторов, поскольку налогооблагаемая база в данном случае – это вся выручка, а не полученная в результате деятельности прибыль.

«Говоря о минусах, то стоит безусловно отметить про ставку налога. Все-таки, она все-таки не низкая и льгот по ней нет. Думаю это неизбежно приведет к повышению стоимости услуг и товаров в ресторанном бизнесе. Ведь единый налог не считается косвенным налогом, соответственно посетитель/покупатель не будет видеть этот налог «сверху», как с НДС и НсП, он скорее всего будет «внутри» стоимости готового блюда. В итоге, это увеличит стоимость как минимум 8 процентов», – отметила Фатима Якупбаева.

О том, что это ставка слишком высока, субъекты общепита говорили еще до принятия Налогового кодекса. В сентябре прошлого года представители ресторанного бизнеса выступали с обращением, в котором просили снизить налоговую ставку до 5%, при этом предусмотрев поэтапное повышение на следующие 3 года, начиная с 3% в 2022 году. Также было высказано мнение, что для стимулирования развития системы безналичных платежей необходимо установить ставку в 4% для безналичных расчетов.

Субъекты общественного питания отмечали, что ставка в 8% несет в себе риск ухода предпринимателей в тень. В этом случае сократятся налоговые поступления в бюджет страны от данной отрасли и росту сферы теневой экономики. Тут стоит напомнить, что кабмин заявлял как раз об обратных целях при принятии нового Налогового кодекса – увеличении сборов налогов и борьбе с неформальной экономикой. Вряд ли с уходом в тень ресторанов и кафе, надежды кабмина, возложенные на новый Налоговый кодекс, будут исполнены.

Рост цен неизбежен

Также необходимо помнить о том, что все это неизбежно приведет к повышению стоимости услуг и товаров в ресторанном бизнесе, что в свою очередь вызовет недовольство клиентов. Ведь доходы населения не растут, на фоне чего увеличивать расходы на питание вне дома многие граждане просто не могут. Если число посетителей точек общепита сократится, это опять же ударит по сумме собираемых налогов.

Фатима Якупбаева отмечает, что на единый налог могут перейти не только точки общепита, но и другие отрасли бизнеса. При этом для некоторых из них предусмотрены ставки намного ниже, чем для кафе и ресторанов. Например, сферы переработки сельскохозяйственной продукции, для производственной сферы и для торговли ставка составляет 4% в наличной форме и 2% – в безналичной форме, а для швейного производства и вовсе предусмотрены льготы – такие субъекты будут платить 0.25% до 1 января 2027 года.

В октябре прошлого года, еще до принятия Налогового кодекса, бизнес-ассоциации обращались к президенту Садыру Жапарову, рассказав о недостатках нового документа. Наряду с поддержкой идеи введения упрощенного налога для субъектов малого бизнеса высказывались и опасения относительно высоких ставок для некоторых видов деятельности, в том числе и субъектов общественного питания. Тогда отмечалось, что не приведены экономические расчеты, а разница в ставках для субъектов общепита и швейного производства противоречит принципу справедливости налогообложения.

Нерадужные перспективы

Если учесть последствия пандемии, когда кафе и рестораны не могли работать из-за введенных ограничений и образовались большие долги, то перспективы для ресторанного бизнеса при действии нового Налогового кодекса совсем не радужные.

Международный деловой совет представил новые данные со ссылкой на рестораторов Кыргызстана. Как оказалось, в среднем рентабельность их предприятий составляет около 15%, и отдавать 8% в виде налогов приведет предпринимателей к банкротству. Во избежание этого многие представители бизнеса просто будут вынуждены уходить в тень или договариваться с Налоговой службой. В результате появится риск роста коррупции.

По данным МДС, сейчас у рестораторов новое предложение к властям – установить ставку единого налога в размере 2% от оборота. Для развития экономики страны в целом важно не гнаться за сиюминутным доходом и обеспечить комфортные условия для всех видов бизнеса, особенно если в этих сферах заняты до сотни тысяч людей, как в случае с ресторанным бизнесом.
Ad coverAd cover