Переход к формальной экономике в КР: что думают финансовые институты?

Переход к формальной экономике в КР: что думают финансовые институты?

Термин «неформальная экономика» появился в 1970-х годах, хотя само явление известно где-то с 17-го века.  Оно не характерно для какой-то одной страны, региона или континента, оно присутствует во всех странах мира, в том числе в СССР с его плановой экономикой.

Многие исследователи указывают на то, что неформальная экономика появилась как ответ на государственное регулирование, которое имеет различные проявления, в том числе в негибкой налоговой системе.

Этот вывод продолжает быть актуальным до сих пор и в значительной степени он важен и для Кыргызстана.

Два международных института: Всемирный банк и Фонд им. Фридриха Эберта (ФРГ), а также бизнес-ассоциация ЖИА независимо друг от друга провели и поддержали проведение анализа ситуации, связанной с неформальной экономикой в Кыргызстане.  Их выводы практически идентичны: существующая в Кыргызстане регуляторная среда и система налогообложения ограничивают рост предприятий и стимулируют неформальную деятельность.

Что говорится в обзоре Всемирного банка?

В посвященном Кыргызстану исследовании данного мирового финансового института «Создание рынков в КР. Раскрытие потенциала частного сектора для возвращения на траекторию успешного развития» приводятся результаты обследования предприятий, где указано, что неформальная деятельность является одним из основных препятствий для малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, это означает ограниченные возможности для развития, в том числе отсутствие доступа к кредитным средствам.

Главные препятствия деловой среды для работы предприятий

При этом в исследовании ВБ отмечается, что сами «предприниматели остаются в неформальном секторе, чтобы избежать необходимости соблюдения обременительных регуляторных правил и взаимодействия с налоговыми органами».

Для исключения таких контактов, работающие в неформальном секторе бизнесмены, пользуются благоприятным налоговым режимом в рамках «патентной» системы, даже несмотря на объемы своей деятельности, которые занижаются.

В обзоре Всемирного банка говорится, что в период с 2014 по 2017 год количество выданных патентов в КР выросло на 37%, а количество МСП, не подпадающих под патентный режим, увеличилось только на 18%.

В связи с этим, в публикации делается вывод, что такое злоупотребление патентной системой «является основным фактором, обуславливающим существование в частном секторе Кыргызстана проблемы «недостающего среднего звена»», за счет которого и происходит развитие экономики.

Еще одной проблемой для Кыргызстана является «неэффективный и обременительный государственный контроль», который тоже стимулирует неформальную деятельность.

Согласно информации от предприятий, приведенной в обзоре, проверки чаще всего проводят Государственная налоговая служба, Социальный фонд, Агентство государственной противопожарной службы, а также Государственная санитарно-эпидемиологическая служба. К деловым операциям применяется более 800 различных административных процедур, соблюдение которых контролируется 25 государственными органами.

В исследовании ВБ указывается, что, несмотря на все предпринятые ранее шаги, в КР до сих пор проверки ориентированы на наказание нарушителей законодательства и на сбор штрафов, а не на консультирование и повышение информированности о процедурах, необходимых для улучшения конечных результатов.

Анализ неформальной экономики в КР, проведенный при поддержке Фонда им. Ф. Эберта

В исследовании проблемы неформальной экономики, проведенном при поддержке фонда им. Ф. Эберта, также указывается проблема неравномерности в сфере уплаты налогов. В стране уплачиваются налоги трех типов: национальные и местные, а также существуют специальные налоговые режимы.

Национальные налоги и специальные налоговые режимы различаются по величине налогового бремени. Первые выше тех, что предусмотрены специальными налоговыми режимами.  Последние введены с целью поддержать малые и микропредприятия с ежегодным оборотом не более 8 млн сомов.

Как объясняется в исследовании, это, в частности, патентный режим, упрощенная система налогообложения и режим налоговых контрактов, а также особые режимы для конкретных секторов – текстильной отрасли и IT-кластера. Для сравнения в публикации приводятся данные, согласно которым, эффективная ставка налогообложения при этих режимах составляет от 1 до 6% объема оборота предприятия, в том время как национальное налоговое бремя достигает 20- 25% годового оборота.

Исходя из этого, эксперты отмечают, что в Кыргызстане существуют два разных режима для формального сектора и для малых/микропредприятий.  На что также указывал и Всемирный банк, отмечая это как основу для неформальности.

Кроме того, разные налоговые режимы предусматривают различные системы социального налогообложения: при «упрощенке» он чаще всего более льготный, что порождает неравенство и содействует развитию неформального сектора.

В связи с этим в исследовании содержится вывод, что, работая в особых налоговых режимах, можно получить выгоду от сниженных налогов и платежей по социальному страхованию в сравнении с формальным сектором.  Кроме того, разница в налогообложении позволяет малым хозяйствующим субъектам и группам квази-микропредприятий официально платить меньше налогов, нежели формальным хозяйствующим субъектам.

Такой режим сильно искажает экономическую деятельность в стране и создает стимулы к неформальному поведению на рынке труда.

При этом, в случае для Кыргызстана, эксперты склоняются ко второму варианту, так как первый вариант только будет усугублять существующую несправедливость и может привести к росту социальной напряженности.

Вариант с узакониванием существующего положения дел является допустимым, но способы его реализации, основанные на методе «кнута и пряника», могут оказаться не совсем исполнимыми в КР из-за большого количества разнонаправленных мер и их контроля.

В исследовании отмечается, что искоренение неформальной экономики – одно из наиболее желательных направлений реформы с фокусом на изменения в системе налогообложения.  Это приведет к росту налоговых поступлений, более полному осуществлению законов и лучшему регулированию трудовых отношений – в том, что касается норм безопасности работников, выплат по болезни, защиты рабочей силы в случае ее высвобождения.  При этом авторы публикации указывают на необходимость разработки мер и проведения дискуссий, чтобы данная стратегия была принята.

Позиция бизнес-ассоциации ЖИА

Кыргызские бизнесмены, опираясь на собственные исследования, подготовили свои рекомендации, которые, в том числе основаны на опросах представителей бизнеса.

Бизнесмены также предлагают провести реформу патентной системы и установить прогрессивные ставки, в зависимости от объемов деятельности.  В ЖИА убеждены, что данная система, в том виде, в котором она есть, с фиксированными ставками налогов, независимо от суммы дохода, только порождает злоупотребления.

Отдельно бизнесмены выделяют снижение коррупции и злоупотреблений со стороны государственных и надзорных органов, а также повышение доверия к судебной системе.

Кроме того, при переходе к формальности бизнесмены указывают на необходимость повышения правосознания и уменьшении правового нигилизма предпринимателей Кыргызстана через обучение, разъяснение преимуществ формализации трудовых отношений.

Все эти меры для государств также отражены Рекомендации 204 Международной организации труда (МОТ) о переходе от неформальной к формальной экономике.

Какими бы разными не были подходы у трех финансовых институтов к оценке неформальной экономике в Кыргызстане, все выводы сводятся к тому, что переход к формальности необходим, он нужен на основе предлагаемых рекомендаций, которые, в общем, сходятся к единому знаменателю: пересмотру подхода к налогообложению, соцстрахованию, пересмотру регулятивных функций государства.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.