Цены на дизель в Кыргызстане остаются самыми низкими среди стран ЕАЭС

Средние цены на дизельное топливо в Кыргызстане (53.6 сома) остаются самыми низкими среди стран ЕАЭС. Об этом сообщила пресс-служба Госантимонополии.

При этом средние цены на бензин марки Аи-92 в Кыргызстане (58.1 сома) почти на 2 сома выше, чем в России (56.2 сома).

Средние цены на ГСМ в ЕАЭС и соседних странах на 4 ноября
 КыргызстанКазахстанРоссияБелоруссияАрменияТаджикистанУзбекистан
Аи-9258.136.956.269.488.784.572.8
Аи-9560.942.961.872.992.386.876.8
Дт53.656.561.772.98786.876

В России применяется демпфирующий механизм, который помогает регулировать топливный рынок. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы. В обратном случае нефтекомпании перечисляют разницу в бюджет. Эксперты отмечают, что это помогает сдержать рост цен на внутреннем рынке.

В Казахстане добывается нефть и перерабатывается на собственных нефтеперерабатывающих заводах, что позволяет покрыть потребности республики в бензине. А часть потребности по дизельному топливу (около 30%) страна покрывает за счет импорта, в основном из России. Поставки нефти на НПЗ Казахстана осуществляются по себестоимости, а не по рыночной цене.

В Белоруссии имеется два крупных НПЗ, с контрольным государственным пакетом акций: «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» и ОАО «Нафтан». Производственная мощность данных НПЗ покрывает потребность республики в нефтепродуктах. Кроме того, республика экспортирует нефтепродукты. В 2020 году объем экспорта составил 8.5 млн тонн.

Армения импортозависимая страна, как и Кыргызстан. В 2020 году объем импорта в Армении увеличился на 20.5%. Основные импортеры Армении: Россия — 69%, Иран — 23.3%.