В Кыргызстане 28 ноября состоятся выборы депутатов Жогорку Кенеша по смешанной системе. 54 депутата избираются по единому округу по пропорциональной системе открытого голосования на основании списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Еще 36 депутатов избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства.
ОФ «Общее дело» провел анализ тех рисков, которые могут возникнуть на различных этапах избирательного процесса в связи с введением новой избирательной системы.
Так, первоначальные трудности, связанные с обеспечением представленности населения определенных административно-территориальных единиц, возникли уже на этапе определения и утверждения границ одномандатных округов. Это чревато выражением недовольства определенных групп лиц. Основная масса споров возникала при утверждении границ и схем Ноокатского, Араванского, Узгенского и Кара-Суйского округов.
Кроме того, осталась открытой проблема, связанная с обеспечением активного избирательного права внутренних мигрантов.
Согласно изменениям в конституционный закон, отменена возможность смены избирательного адреса по Форме 2. При этом Жогорку Кенеш не предусмотрел в законе иные механизмы, гарантирующие право голосовать, к примеру, тем же студентам, внутренним трудовым мигрантам, жителям жилмассивов, членам избирательных комиссий, военнослужащим, лицам, работающим вахтовым методом и т.д.
На практике это может привести к недовольству этих групп. Фактически, для того чтобы проголосовать за кандидата по одномандатному округу, они должны в день выборов выезжать по месту своей прописки в другие районы, что вызовет для них ряд затруднений и расходов.
В день голосования может быть несовпадение количества идентифицированных с количеством бюллетеней в ящиках для голосования. На избирательном участке избиратель имеет право взять только один из двух бюллетеней, к примеру, если он не хочет голосовать по единому или по одномандатному округу.
В этой ситуации количество идентифицированных граждан может быть выше, чем количество бюллетеней в урне, а также количество бюллетеней в урнах будет различным. В этой ситуации избирательным комиссиям следует вести разъяснительные работы и предусмотреть алгоритмы действий в подобных ситуациях.
Очевидно, что ручной подсчет голосов потребует гораздо большего времени для участковых избирательных комиссий и в случае большого количества зарегистрированных политических партий может по времени занять до суток и более. В этой ситуации ЦИК следует разработать методику подсчета голосов избирателей с учетом всех этих факторов.
ОФ «Общее дело» отмечает, что учитывая сжатые сроки принятия изменений и дополнений в конституционный закон и недостаточное время для обучения избирателей, кандидатов, политических партий, могут возникнуть проблемы, связанные с некорректным заполнением избирателями бюллетеней, путаницей между номерами кандидатов у избирателей, возникновение очагов напряженности на этапе длительного ручного подсчета голосов избирателей по единому округу и пр.
В целом первоначальный анализ введенной смешанной избирательной системы показывает, что имеется ряд вопросов, требующих как урегулирования на законодательном уровне, так и целенаправленной постоянной работы избирательных комиссий, субъектов избирательного процесса, направленных на повышение уровня правовой культуры и осведомленности участников избирательного процесса о процедурах организации и проведения выборов.
Проведенный ОФ «Общее дело» краткий анализ показывает, что проблемы на предстоящих выборах могут возникнуть на любом этапе избирательного процесса. Возможно, это будут самые сложные выборы в истории суверенного Кыргызстана, поскольку присутствуют разные риски и вызовы, управление которыми требует усиления работы во многих областях и в разных направлениях.
После проведения выборов необходимо проведение анализа всех проблем, возникших в ходе избирательной кампании в целях недопущениях их в будущем путем выработки действенных механизмов, как на законодательном уровне, так и путем дальнейшего повышения уровня правовой культуры и осведомленности участников избирательного процесса.
Подробнее с отчетом можно ознакомиться на сайте ОФ «Общее дело» по ссылке.