Ставки сборов за удержание лицензий (СУЛ) на недра в Кыргызстане увеличены в десятикратном, двадцатикратном, а в некоторых случаях и в 1000-кратном размере. Международный деловой совет (МДС) выступил против новых ставок.
Так, отмечают в организации, ставка лицензии на проведение геолого-поисковых работ на коренное золото на 4-м году работы увеличилась в 1000 раз (старый коэффициент 0.1, новый – 100 за гектар), на геологоразведочные работы на 6-м году увеличились в 20 раз (старый коэффициент 8, новый – 160), а на разработку на 8-м году — в 55 раз (старый коэффициент 10, новый – 550).
Группа компаний, занимающаяся геолого-поисковыми работами, сообщила, что по старым ставкам они платили чуть более 5 млн сомов в год, а по новым ставкам должны будут платить более 12 млрд сомов в год. Другая компания, владеющая лицензией на геологоразведочные работы, в среднем платила около 7.5 млн сомов в год, а теперь должна платить более 154 млн сомов в год. Еще одна компания, владеющая лицензией на разработку, по старым ставкам платила в среднем около 170 тысяч сомов в год, теперь же должна платить более 11 млн сомов в год.
Не обсудили с бизнесом
Согласно законодательству, проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, кроме анализа регулятивного воздействия, подлежат обсуждению с бизнес-сообществом. Этого сделано не было.
Более того, документ не был вынесен на общественное обсуждение. Поэтому новость о введении новых СУЛ вызвала в бизнес-сообществе недоумение.
По мнению бизнеса, постановление искажает основную цель сборов за удержание лицензии. В свое время этот вид платежа был введен как один из инструментов борьбы с компаниями, удерживающими лицензии без каких-либо работ на участках, для дальнейшей перепродажи. Однако повышенные ставки СУЛ коснутся всех недропользователей, и больше всех пострадают добросовестные предприятия.
Пострадает геологоразведка
Практически все ныне доступные месторождения были открыты в советское время, тогда поиском и разведкой занимались восемь специализированных полевых экспедиций, в которых работали свыше 13 тысяч человек. Сейчас эти экспедиции практически бездействуют, новые месторождения не открываются, потому что не хватает государственного финансирования.
В рыночной экономике эту функцию должны выполнять частные компании. Таким образом было открыто месторождение Шамбесай, одно из немногих, открытых за период независимости. Поэтому очень важно поощрять поисковые и геологоразведочные компании, во многих странах их вообще освобождают от платежей, а платежи, аналогичные СУЛ, применяются для разработчиков.
В данном же случае СУЛ применяются ко всем – и поисковикам, и геологоразведочным компаниям, и разработчикам, причем по этим новым ставкам необоснованно высокими платежами будут облагаться все.
Компании будут вынуждены свернуть деятельность
Поисковые и геологоразведочные компании (так называемые юниорские компании, которые потом привлекают больших инвесторов) будут вынуждены свернуть свою деятельность и уйти в другие страны. Они уйдут, и эту роль некому будет выполнять для государства. Лицензионные площади будут простаивать, а горнодобывающая отрасль и геология в целом придут в замедленное состояние, в стагнацию.
Даже по действующим ставкам СУЛ идет недобор средств, поступающих в госбюджет. Например, в 2015 году собираемость по ПУЛ (плате за удержание лицензии) составляла около 40%. С 2017 года наблюдается тенденция на снижение объема выплат по СУЛ. В 2017 году выплачено 392.9 млн сомов, в 2018 — 377.9 млн сомов, в 2019 — 341.4 млн сомов и в 2020 — 251.4 млн сомов.
Поэтому повышение ставок может привести к еще большему падению выплат в бюджет в среднесрочной перспективе.
Страна потеряет инвесторов
По словам специалистов предприятий, новые ставки СУЛ будут неподъемным бременем. Действующие инвесторы уйдут, а новые добросовестные компании вряд ли придут на эти площади. Никто не станет инвестировать, когда стоимость СУЛ превышает стоимость геологических работ.
Если компании не выполняют планы горных работ, не используют поисковые и геологоразведочные площади по назначению, есть механизмы контроля и воздействия, предусмотренные законодательством о недрах — процедуры приостановления или аннулирования лицензии. Можно использовать эти рычаги. Нет никакой необходимости в таком неадекватном повышении ставок СУЛ.