Дороги в Кыргызстане обеспечивают около 98% пассажирских и более 96% грузовых перевозок. При этом в хорошем состоянии только 22% дорог. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса.
В ведомстве считают, что создание Дорожного фонда поможет решить эту проблему, а также снять зависимость дорожной отрасли от бюджета, внешней помощи доноров и остановить рост бремени госдолга.
Одним из основных источников пополнения фонда предлагается установить часть средств, поступающих от акцизного налога на бензин и дизтопливо, а также сборы, связанные с использованием дорог, то есть необходимо внедрить международную систему «пользователь платит».
Дорожные активы, построенные в результате прошлых инвестиций, ухудшаются из-за неадекватного их обслуживания. Потребность в крупных инвестициях и в дальнейшем может сохраниться и даже удвоиться, если не будут выполняться достаточные ремонтные и подкрепляющие работы, считают в Минтрансе.
Согласно исследованиям Всемирного банка, восстановление дороги стоит в три раза дороже, чем регулярное содержание в течение операционного цикла дороги.
Текущие реалии таковы, что на текущее содержание, ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений приходится всего 10.3% консолидированных ресурсов, что крайне мало. В результате ежегодного неудовлетворительного содержания дорог их жизненный цикл сокращается, что приводит к новым потребностям в долгосрочных инвестициях, сообщили в ведомстве.
При этом Национальная стратегия развития КР на 2018-2040 годы предполагает ежегодный ремонт не менее 550 км внутренних автомобильных дорог, а также строить и ремонтировать не менее 15 мостов.