Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Юристы обеспокоены порядком формирования состава ЦИК в новой Конституции

Юристы обеспокоены порядком формирования состава ЦИК в новой Конституции

Общественный фонд «Общее дело», Общественный фонд «Эгль» и Объединение юридических лиц «Ассоциация Таза Шайлоо», осуществляющие независимое наблюдение за выборами в Кыргызстане, выражают обеспокоенность положениями о порядке формирования состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов (ЦИК) в проекте новой редакции Конституции, который размещен для общественного обсуждения на официальном сайте Жогорку Кенеша. Об этом говорится в совместном сообщении организаций.

В организациях уверены, что в основу формирования избирательных комиссий всех уровней должны быть заложены нормы по обеспечению их независимого статуса.

Согласно пункту 6 часть 3 статья 80 проекта Конституции, Жогорку Кенеш избирает членов ЦИК: одну вторую состава по представлению президента, одну вторую — по собственной инициативе и освобождает их в случаях, предусмотренных законом.

«Тем самым в данной редакции усматривается только два субъекта по формированию состава ЦИК. При этом нет нормы о праве выдвижения кандидатов в состав ЦИК от оппозиции», — поясняется в документе.

Действующая редакция Конституции, пункт 4 часть 4 статья 74, предусматривает, что Жогорку Кенеш избирает членов ЦИК: одну треть состава — по представлению президента, одну треть — парламентского большинства и одну треть — парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом.

Пункт 75 «Свода рекомендуемых норм при проведении выборов — руководящие принципы и пояснительный доклад», принятые Венецианской комиссией на 52-й сессии (Венеция, 18-19 октября 2002 года) предусматривает, что, как правило, в состав ЦИК должны входить:

  • Представители партий, уже представленных в парламенте или набравших более определенного процента голосов. Политические партии должны быть равно представлены в центральной избирательной комиссии, причем понятие «равно» может толковаться либо строго, либо пропорционально, т. е. с учетом или без учета результатов, полученных этими партиями на предыдущих выборах. Кроме того, представители партий должны хорошо разбираться в вопросах, связанных с проведением выборов, и не иметь права заниматься агитацией.

Одной из рекомендаций в Заключительном отчете Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ) по наблюдению за выборами Президента Кыргызской Республики 15 октября 2017 года, было «Рассмотреть возможность разрешить неполитическим группам, таким как гражданское и судейское сообщество, назначать членов ЦИК с целью улучшения беспристрастности и плюрализма в ЦИК» (рекомендация 9).

Также в параграфе 20 Замечаний общего порядка 25 Комитета ООН по правам человека (ООН КПЧ) 1996 года говорится, что «Следует создать независимый орган для контроля за ходом выборов и для обеспечения их справедливости, беспристрастности и соответствия установленным законам».

«На основании вышеизложенного, считаем необходимым расширить представительность состава ЦИК такими субъектами как оппозиционное меньшинство и гражданский сектор. Устанавливая порядок формирования ЦИК необходимо стремиться обеспечить политическую неоднородность ЦИК, в целях достижения максимально возможной ее независимости и беспристрастности», — говорится в заявлении.

В организациях также считают, что включение в состав ЦИК представителей разных политических групп, в частности оппозиционных групп, приведет к независимости от политически мотивированного манипулирования и обеспечит надлежащее управление избирательным процессом, создаст возможность для детального и глубокого изучения рассматриваемых вопросов и будет способствовать объективному подходу и принятию обоснованных решений.

Ad coverAd cover