Нефтетрейдеры опасаются, что Кыргызстан исчерпает остаток объемов дизеля и бензина, которые не облагаются пошлинами при поставках из РФ, уже в августе-сентябре и цены на АЗС поднимутся на 1.5-2 сома. Такую озабоченность выразил «Союз нефтетрейдеров».
Отметим, что по соглашению правительств двух стран, нефтепродукты, поставляемые из РФ в КР для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, не облагаются российской стороной вывозными таможенными пошлинами.
По данным ассоциации, на 1 августа остаток объемов беспошлинных нефтепродуктов в рамках индикативного баланса составил:
- Нефть — 48 тысяч тонн
- Бензин – 136.8 тысяч тонн
- Дизельного топлива – 48.3 тысяч тонн
- Реактивное топливо – 41.2 тонн
- Битум – 2.7 тысяч тонн
В республику ежемесячно поступает примерно 110 тысяч тонн нефтепродуктов в совокупном объеме, из которых около 45-48 тысяч тонн занимает дизельное топливо, сообщили в союзе.
По мнению нефтетрейдеров, заложенных в балансе объемов не хватит до конца 2020 года — объемы по дизелю будут исчерпаны в августе, по бензину — в сентябре.
«Сложившаяся ситуация повторяет историю 2017-2018 годов, когда с октября по май месяцы нефтетрейдерами завозились объемы с уплатой пошлины, можно прогнозировать, что в сентябре 2020 года в Кыргызстане произойдет удорожание нефтепродуктов на АЗС на 1.5-2 сомов за литр. Это будет связанно с поступлением топлива из РФ уже с учетом уплаты пошлины», — объяснили в союзе.
В то же время, выборка заложенной в балансе квоты по сырой нефти остается практически на нулевом уровне, поставки сырья из России на местные нефтеперерабатывающие заводы так и не налажены, отметили в организации.
Для исключения подобной ситуации необходимо предпринять срочные меры — снизить в балансе объем нефтяного сырья в пользу нефтепродуктов, то есть произвести перераспределение ресурсов из позиции «Нефть» на позицию «Дизельное топливо». Таким образом, удастся обеспечить текущую потребность республики в данном виде продукта до подписания нового индикативного баланса.
А также ускорить подписание нового индикативного баланса на 2021 год, считают в ассоциации.