Бесконтактные платежи к 2022 году достигнут $1 трлн

Аналитики Juniper Research прогнозируют, что в 2023 году бесконтактные платежи достигнут $2 трлн, из них  $300 млрд (или 15%) будет совершено с применением OEM Pay-кошельков (Google, Samsung, Apple и так далее). Одним из драйверов роста рынка называют инновации в IoT технологиях. По прогнозам аналитиков 451 Research, глобальные мобильные бесконтактные платежи к 2022 году достигнут  $1 трлн. Это связано с тем, что электронная коммерция растет на 10% быстрее, чем офлайн-ритейл. К 2022 году объем электронной коммерции достигнет  $5.8 трлн.  Эксперт рынка Беларуси и и директор компании-разработчика мобильных приложений и веб-сервисов для рынка ритейлеров и банковского сектора ООО «ПрофМаркетСистем» Олег Захаров делится своим мнением в этом вопросе.

По оценкам международных платежных систем Беларусь занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций. Более 70% населения оплачивают продукты бесконтактными карточками. На данный момент более половины действующих карточек имеют функцию бесконтактной оплаты. Эксперты прогнозируют дальнейший рост бесконтактной оплаты в связи с распространением приложений для оплаты смартфоном и развитием инфраструктуры приема таких карточек. Также, рост отмечается и в последние месяцы в связи с текущей эпидемиологической обстановкой.

В Европе и России уже вовсю работают такие международные платежные системы, как Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay. Именно они являются самыми распространенными и через них проходит большинство оплат при помощи гаджетов. В Беларусь недавно пришли платежные системы Apple Pay и Samsung Pay, а вот Google Pay в Беларусь пока еще не пришла. У Samsung Pay пользователи жалуются на заблокированные операции или на то, что магазины отказываются принимать оплату со смартфонов. И несмотря на все трудности белорусские банки стараются предлагать своим клиентам мировые новинки. Бесконтактные платежи тоже переживали период «неприятия», а сегодня международные платежные системы говорят о том, что в месяц в Беларуси бесконтактно проходит более 26 миллионов операций. Рост бесконтактна ощутимо подрос в 2019 году и продолжается до сегодня. Всплеск наблюдается в последние месяцы. Эксперты связывают это с пандемией.

«Такие изменения в потребительском поведении могут приобрести постоянный характер. На данный период развития технологий мы отмечаем два существенных тренда платежной индустрии в мире: использование бесконтактной системы оплаты и новый формат шоппинга с технологией дополненной реальности. Речь уже не идет о том, чтобы покупатель передавал карту продавцу в руки и набирал ПИН-код на терминале. Максимально бесконтактный шоппинг – вот то, что люди хотят сейчас получить«, —  отметил Захаров.

Текущая обстановка заставляет общество соблюдать нормы социального дистанцирования. Люди стараются находиться дома, и если выходят – то, как правило, за продуктами или в аптеку. Если исходить из статистики, то, с каждым годом белорусы все чаще пользуются безналичными способами оплаты. За прошедший год безналичные платежи в Беларуси выросли на 24−25%, а  50% от всех совершенных транзакций — это бесконтактные карты или другие бесконтактные технологии, например Apple Pay.

«Сегодня уже более 70% граждан в Беларуси, оплачивают картой продукты бесконтактно. Во всем мире банки дополняют свои платёжные карты бесконтактным функционалом. Одна из основных причин — заставить потребителей отказаться от платежей наличными в пользу карт. В данный период мы отмечаем рост сети во всем мире на 40%, поддерживающей бесконтактные платежи. При этом, 20% платежей в мире делаются с помощью носимых устройств — колец, браслетов, телефонов», — добавил Олег Захаров.

Причины популярности бесконтактных платежей абсолютно закономерны. Это в первую очередь рост аудитории мобильного интернета. Технологии не стоят на месте и обеспечивают доступность и удобство современных платежных решений. Требования пользователей заставляют разработчиков и платежных агрегаторов совершенствоваться и увеличивать скорость совершения операций.

Согласно прогнозу аналитиков, к 2023 году бесконтактные карты займут более 55% мирового рынка платежных карт. К примеру, за последние годы во всем мире использовалось более 5 млрд бесконтактных карт и это составляло более 35% общей карточной эмиссии. Поскольку банки заинтересованы в выпуске и перевыпуске карточек с бесконтактной технологией, то эта доля растет и будет продолжать расти.

По данным Национального банка в Беларуси эмитируют бесконтактные карточки 22 белорусских банка. Общее количество по рынку составляет более 7 млн карточек. В сегменте бесконтактных платежей смартфоны постепенно вытесняют пластиковые карты. Кроме того, в связи с популярностью бесконтакта и в связи с текущей эпидемиологической ситуацией международные платежные системы увеличили лимит бесконтактных транзакций.

«Пандемия ускорила рост количества бесконтактный платежей по всему миру. Популярность использования бесконтактного шоппинга подтверждается еще и тем, что смартфоны это уже не только поддержка NFC технологии, но и повышенный интерес к шоппингу с дополненной реальностью. Беларусь не отстает от мировых трендов и уже сейчас предлагает ритэйлу увеличить и закрепить «контакт» с покупателем через AR технологии», — резюмировал Захаров.

Со слов эксперта опыт внедрения технологии дополненной реальности показывает интерес со стороны покупателя к подобным ноу-хау. Объясняется это просто — технология доступна практически для каждого, так как работает через смартфон. Она позволяет одномоментно охватить большое количество пользователей – через специализированные мобильные приложения, которые могут в настоящее время заменить шоу-румы, витрины, целые магазины. По сути – весь магазин может уместиться «в кармане». Виртуальный магазин, бесконтактная оплата и геймификация через смартфон – это тренд ближайшего будущего в новых сложившихся условиях пандемии.