Популизм и советское мышление — почему мы Кыргызстан не может привлечь инвесторов в горнорудку?
В Жогорку Кенеше вновь активно обсуждается тема пересмотра соглашения с крупными горнодобывающими компаниями. Депутаты предлагают пересмотреть соглашения с горнодобывающими компаниями и обязать их отдавать государству не менее 30%.
Economist.kg решил спросить у экспертов, к чему это приведет.
Исполнительный директор Международного делового совета (МДС) Аскар Сыдыков считает, что в этом вопросе необходимо полностью опираться на законодательство. Если по новым проектам этот вопрос еще можно рассматривать, то по существующим и работающим проектам — должны быть законные основания, которых нет.
Напомним, больше года назад глава государства подписал указ о реформировании отрасли, согласно которому разрабатывать месторождения дозволяется только национальной горнодобывающей компании со 100% госдолей. На действующие предприятия это не распространяется.
Однако, учитывая прецедент «Кумтора» и то, что в целом законы в Кыргызстане часто подобны пластилину в руках властей, твердых гарантий, что так все и останется, нет.
Популизм и советское мышление
На самом деле подобные высказывания в нестройных рядах политиков звучат с завидным постоянством. О госдоле в горнодобывающих компаниях говорили и экс-депутат Равшан Жээнбеков, и экс-премьер Мухаммедкалый Абылгазиев, и бывший директор Агентства по инвестициям Алмамбет Шыкмаматов, и другие неравнодушные.
Политики не просто так регулярно обращаются к этой теме. В первую очередь, она притягательна тем, что неизменно привлекает внимание и как правило имеет поддержку у определенной части населения. Во-вторых, часть политиков поддерживает широко распространенное мнение, что все месторождения должны в той или иной степени принадлежать и разрабатываться государством, а деньги — поступать в бюджет.
- При этом совершенно не учитываются ни ограниченные возможности государства для самостоятельного запуска проектов, ни способности последнего успешно вести хозяйственную деятельность.
По словам бывшего замминистра экономики Эльдара Абакирова, это связано с непониманием реалий частного бизнеса и защиты инвестиций или же старым пониманием от СССР.
«Если доля инвестора не будет превышать 50%, я сомневаюсь, что кто-то будет инвестировать, потому что компанию могут отобрать, инвестор не является собственником, и судиться будет тяжело. Поэтому, по моему мнению, с действующим законодательством мы просто не сможем привлечь инвесторов в горнорудку», — прокомментировал он.
Лишь на словах
Отметим, что сторонники госдоли в каждом горнодобывающем предприятии активизируются всякий раз, как отрасль приковывает общественное внимание. Так, например, высказывания Токторбаева совпали с окончательной национализацией «Кумтора». При этом за громкими лозунгами нет ни анализа, ни жизнеспособной модели того, как это может работать.
«До сих пор неясно, какую долю предлагается передавать государству — 100% или меньше, откуда предполагается финансировать эти очень затратные проекты. Все эти вопросы стоят и модель пока неясна», — отмечает глава МДС.
Как бы то ни было в нормальной практике, чтобы получить долю в предприятии, необходимо внести определенный вклад. Однако, учитывая, что как раз об этом никто не говорит, складывается впечатление, что инвесторы должны безвозмездно передать часть своих акций. Это несколько противоречит указу Жапарова «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов» и негативно влияет на инвестиционный климат.
Благими намерениями
Но даже если предположить, что инвесторы пойдут на такой шаг, госдоля еще не гарантирует повышенных выплат. А возможность государства напрямую влиять на хозяйственную деятельность компаний далеко не так однозначна и может, напротив, помешать успешному бизнесу, учитывая то, как легко в КР создаются барьеры. К тому же, как известно, менеджер из государства неважный.
- Хотя руководство страны отчитывается об увеличении прибыли госкомпаний, подавляющее большинство госпредприятий остаются убыточными. Так, из 94 госпредприятий прибыльными являются только 29.
Пока в Фонде госимущества выявляют многомиллионные финансовые нарушения, государственное имущество хиреет, превращаясь из четырехзведочного отеля в общежитие для иностранных студентов, арендаторы не платят годами, а некоторая собственность из-за неразберихи с документами и вовсе оказывается под угрозой потери.