Депутат Мамашова инициировала отмену открытого согласия КР к международным арбитражам по искам инвесторов

Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ата Мекен» Айсулуу Мамашова предложила отменить норму в законе «Об инвестициях в КР», по которой закрепляется принцип предварительного открытого согласия Кыргызстана к международным арбитражам по искам инвесторов.

Ссылаясь на практику «многих стран, включая страны Центральной Азии», Мамашова указывает, что споры с инвесторами должны решаться в национальных судебных органах и только в случае письменного согласия сторон спор можно передавать в международные инстанции.

Законопроект с соответствующими поправками в закон «Об инвестициях в КР» сегодня, 3 февраля, вынесен депутатом Мамашовойна на общественное обсуждение на сайте Жогорку Кенеша.

Как указано в справке-обосновании к законопроекту Мамашовой, анализ арбитражных дел против Кыргызстана в 2015-2019 годы показывает системную тенденцию, когда фактически ни в одном из инициированных исков кыргызская сторона не смогла успешно оспорить юрисдикцию трибунала.

«Одной из основных причин такой тенденции являются некоторые положения закона «Об инвестициях в КР», в частности пункт 2 статьи 18, где закрепляется принцип предварительного открытого согласия КР к арбитражам, то есть фактически предварительный абсолютный отказ от суверенного иммунитета», – указывает Мамашова.

По данным депутата, в практике многих стран, включая страны Центральной Азии, есть требование того, чтобы любой спор с инвестором разрешался в национальных судебных органах, и только в случае письменного согласия сторон спор может быть передан в международные инстанции.

Мамашова отмечает, что в арбитражных исках против КР истцы чаще всего утверждают, что они не нуждаются в согласии КР на арбитражное разбирательство, так как государство уже согласилось на арбитражное разбирательство в соответствии с вышеуказанной нормой закона.

«Таким образом, Кыргызстан лишается права к оспариванию юрисдикции, так как содержание пункт 2 статьи 18 закона «Об инвестициях в КР» по своему смыслу и толкованию содержит постоянное и открытое предложение и согласие к проведению арбитражного разбирательства (по направлениям МЦУИС и ЮНСИТРАЛ)», – сообщила парламентарий.

Следующим шагом в этом направлении, по мнению депутата, должно стать изучение действующих двусторонних инвестиционных договоров на предмет указанной проблематики.

«Важно, чтобы «открытость к арбитражу» обеспечивалась не односторонне – не только через лишение КР юрисдикционной защиты и снижение уровня суверенного иммунитета, так как это создает платформу для массовых арбитражных исков от инвесторов (в том числе и от недобросовестных инвесторов), и негативный эффект от этого может даже превышать возможные выгоды от того количества инвестиций, которые реально были вложены в экономику страны», – заключила депутат Мамашова.