НКО хотят обязать отчитываться о доходах и расходах. Сравнительная таблица предложенных изменений

НКО хотят обязать отчитываться о доходах и расходах. Сравнительная таблица предложенных изменений

Некоммерческие организации (НКО) хотят обязать ежегодно отчитываться об источниках финансирования и расходах. С такой инициативой выступил депутат Жогорку Кенеша от фракции «Республика – Ата-Журт» Бактыбек Райымкулов и вынес 31 декабря на общественное обсуждение законопроект о внесении необходимых для этого изменений и дополнений в действующие законы.

По мнению парламентария, обязательство отчитываться о доходах и расходах НКО «усилит индекс доверия населения некоммерческим организациям и повысит прозрачность деятельности». Он также ссылается на мировую практику, где приняты аналогичные инициативы, это Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан, Белоруссия.

Райымкулов предложил исправить 4 статьи в двух законах: «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)». Economist.kg представляет сравнительную таблицу действующих и предложенных статей этих законов:


Закон «О некоммерческих организациях»

Действующая редакция:


Статья 15. Ответственность государственных органов

Государственные органы, допустившие создание условий, способствующих ограничению деятельности некоммерческих организаций, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаемая редакция:


Статья 15. Ответственность государственных органов и некоммерческих организаций 

1. Государственные органы, допустившие создание условий, способствующих ограничению деятельности некоммерческих организаций, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. В случае нарушения некоммерческой организацией положений настоящего Закона предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.


Статья 17. Открытость некоммерческой организации

Сведения о структуре поступлений в некоммерческую организацию и информация о размере и составе имущества организации представляются в государственные органы в соответствии с действующим законодательством.


Статья 17. Открытость некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности уполномоченному органу в области официальной статистики и органам налоговой службы, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и учредительными документами некоммерческой организации.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

2. Некоммерческая организация, осуществляющая деятельность за счет грантовых, бюджетных, а также иных денежных и материальных средств, предоставленных на безвозмездной основе, ежегодно до 1 апреля представляет на специализированном сайте регистрирующего органа информацию об источниках формирования и направлениях расходования имущества.

Форма и порядок предоставления информации определяется Правительством Кыргызской Республики.


Закон «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»

Действующая редакция:


Статья 12. Государственная перерегистрация юридического лица

3. При государственной перерегистрации юридического лица заявитель представляет в регистрирующий орган:

— регистрационное заявление по форме, утвержденной Правительством;

— решение о государственной перерегистрации юридического лица;

— свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации);

— в случае если в свидетельстве о государственной регистрации (перерегистрации) не указан ИНН — копию регистрационной карточки налогоплательщика или в случае ее утери (порчи) — справку налогового органа, в которой указан ИНН перерегистрируемого юридического лица;

— иные документы, определенные настоящим Законом.

Финансово-кредитные учреждения и некоммерческие организации дополнительно представляют в регистрирующий орган:

— прежние учредительные документы;

— учредительные документы в двух экземплярах в новой редакции либо с внесенными изменениями и дополнениями.

Предлагаемая редакция:


Статья 12. Государственная перерегистрация юридического лица

3. При государственной перерегистрации юридического лица заявитель представляет в регистрирующий орган:

— регистрационное заявление по форме, утвержденной Правительством;

— решение о государственной перерегистрации юридического лица;

— свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации);

— в случае если в свидетельстве о государственной регистрации (перерегистрации) не указан ИНН — копию регистрационной карточки налогоплательщика или в случае ее утери (порчи) — справку налогового органа, в которой указан ИНН перерегистрируемого юридического лица;

— иные документы, определенные настоящим Законом.

Финансово-кредитные учреждения дополнительно представляют в регистрирующий орган прежние учредительные документы; учредительные документы в двух экземплярах в новой редакции либо с внесенными изменениями и дополнениями.

Некоммерческие организации дополнительно представляют в регистрирующий орган:

— прежние учредительные документы;

— учредительные документы в двух экземплярах в новой редакции либо с внесенными изменениями и дополнениями;

— информация об источниках поступления финансовых средств и иного имущества с момента первичной регистрации; 

— статистическая отчетность, утвержденная органами официальной статистики;

— справка органов налоговой службы о наличии или отсутствии задолженности по налогам. 


Статья 14. Принудительная ликвидация юридических лиц

Налоговый орган и (или) орган Социального фонда вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица в случае непредоставления им ежемесячных отчетов в налоговый орган и (или) орган Социального фонда в течение непрерывных двух лет.

Решение суда о принудительной ликвидации юридического лица, вступившее в установленном порядке в законную силу, является основанием для издания регистрирующим органом приказа о регистрации прекращения деятельности.


Статья 14. Принудительная ликвидация юридических лиц

Налоговый орган и (или) орган Социального фонда вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица в случае непредоставления им ежемесячных отчетов в налоговый орган и (или) орган Социального фонда в течение одного года.

Решение суда о принудительной ликвидации юридического лица, вступившее в установленном порядке в законную силу, является основанием для издания регистрирующим органом приказа о регистрации прекращения деятельности.



По данным «Радио Азаттык», это не первая попытка принять закон, касающийся НКО в Кыргызстане. В 2014 году депутаты предыдущего созыва инициировали документ, который его противники называли копией российского закона об «иностранных агентах». Но депутаты следующего созыва законопроект отклонили. Во время обсуждения в парламенте марша солидарности, состоявшегося 8 марта 2019 года, председатель ГКНБ Орозбек Опумбаев заявил, что «закон о неправительственных организациях, который был принят в России и других государствах – это самое необходимое». «Это самая главная проблема – то, что финансирование идет бесконтрольно», — сказал тогда он.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.