
НКО хотят обязать отчитываться о доходах и расходах. Сравнительная таблица предложенных изменений

Некоммерческие организации (НКО) хотят обязать ежегодно отчитываться об источниках финансирования и расходах. С такой инициативой выступил депутат Жогорку Кенеша от фракции «Республика – Ата-Журт» Бактыбек Райымкулов и вынес 31 декабря на общественное обсуждение законопроект о внесении необходимых для этого изменений и дополнений в действующие законы.
По мнению парламентария, обязательство отчитываться о доходах и расходах НКО «усилит индекс доверия населения некоммерческим организациям и повысит прозрачность деятельности». Он также ссылается на мировую практику, где приняты аналогичные инициативы, это Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан, Белоруссия.
Райымкулов предложил исправить 4 статьи в двух законах: «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)». Economist.kg представляет сравнительную таблицу действующих и предложенных статей этих законов:
Закон «О некоммерческих организациях»
Действующая редакция:
Статья 15. Ответственность государственных органов
Государственные органы, допустившие создание условий, способствующих ограничению деятельности некоммерческих организаций, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Предлагаемая редакция:
Статья 15. Ответственность государственных органов и некоммерческих организаций
1. Государственные органы, допустившие создание условий, способствующих ограничению деятельности некоммерческих организаций, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
2. В случае нарушения некоммерческой организацией положений настоящего Закона предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 17. Открытость некоммерческой организации
Сведения о структуре поступлений в некоммерческую организацию и информация о размере и составе имущества организации представляются в государственные органы в соответствии с действующим законодательством.
Статья 17. Открытость некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности уполномоченному органу в области официальной статистики и органам налоговой службы, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и учредительными документами некоммерческой организации.
Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
2. Некоммерческая организация, осуществляющая деятельность за счет грантовых, бюджетных, а также иных денежных и материальных средств, предоставленных на безвозмездной основе, ежегодно до 1 апреля представляет на специализированном сайте регистрирующего органа информацию об источниках формирования и направлениях расходования имущества.
Форма и порядок предоставления информации определяется Правительством Кыргызской Республики.
Закон «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»
Действующая редакция:
Статья 12. Государственная перерегистрация юридического лица
3. При государственной перерегистрации юридического лица заявитель представляет в регистрирующий орган:
— регистрационное заявление по форме, утвержденной Правительством;
— решение о государственной перерегистрации юридического лица;
— свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации);
— в случае если в свидетельстве о государственной регистрации (перерегистрации) не указан ИНН — копию регистрационной карточки налогоплательщика или в случае ее утери (порчи) — справку налогового органа, в которой указан ИНН перерегистрируемого юридического лица;
— иные документы, определенные настоящим Законом.
Финансово-кредитные учреждения и некоммерческие организации дополнительно представляют в регистрирующий орган:
— прежние учредительные документы;
— учредительные документы в двух экземплярах в новой редакции либо с внесенными изменениями и дополнениями.
Предлагаемая редакция:
Статья 12. Государственная перерегистрация юридического лица
3. При государственной перерегистрации юридического лица заявитель представляет в регистрирующий орган:
— регистрационное заявление по форме, утвержденной Правительством;
— решение о государственной перерегистрации юридического лица;
— свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации);
— в случае если в свидетельстве о государственной регистрации (перерегистрации) не указан ИНН — копию регистрационной карточки налогоплательщика или в случае ее утери (порчи) — справку налогового органа, в которой указан ИНН перерегистрируемого юридического лица;
— иные документы, определенные настоящим Законом.
Финансово-кредитные учреждения дополнительно представляют в регистрирующий орган прежние учредительные документы; учредительные документы в двух экземплярах в новой редакции либо с внесенными изменениями и дополнениями.
Некоммерческие организации дополнительно представляют в регистрирующий орган:
— прежние учредительные документы;
— учредительные документы в двух экземплярах в новой редакции либо с внесенными изменениями и дополнениями;
— информация об источниках поступления финансовых средств и иного имущества с момента первичной регистрации;
— статистическая отчетность, утвержденная органами официальной статистики;
— справка органов налоговой службы о наличии или отсутствии задолженности по налогам.
Статья 14. Принудительная ликвидация юридических лиц
Налоговый орган и (или) орган Социального фонда вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица в случае непредоставления им ежемесячных отчетов в налоговый орган и (или) орган Социального фонда в течение непрерывных двух лет.
Решение суда о принудительной ликвидации юридического лица, вступившее в установленном порядке в законную силу, является основанием для издания регистрирующим органом приказа о регистрации прекращения деятельности.
Статья 14. Принудительная ликвидация юридических лиц
Налоговый орган и (или) орган Социального фонда вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица в случае непредоставления им ежемесячных отчетов в налоговый орган и (или) орган Социального фонда в течение одного года.
Решение суда о принудительной ликвидации юридического лица, вступившее в установленном порядке в законную силу, является основанием для издания регистрирующим органом приказа о регистрации прекращения деятельности.
По данным «Радио Азаттык», это не первая попытка принять закон, касающийся НКО в Кыргызстане. В 2014 году депутаты предыдущего созыва инициировали документ, который его противники называли копией российского закона об «иностранных агентах». Но депутаты следующего созыва законопроект отклонили. Во время обсуждения в парламенте марша солидарности, состоявшегося 8 марта 2019 года, председатель ГКНБ Орозбек Опумбаев заявил, что «закон о неправительственных организациях, который был принят в России и других государствах – это самое необходимое». «Это самая главная проблема – то, что финансирование идет бесконтрольно», — сказал тогда он.