Убитый 10 ноября в Стамбуле предприниматель Айеркен Саймаити перед смертью вскрыл схемы по выводу из Кыргызстана в течение пяти лет $700 млн или почти 49 млрд сомов. Большая часть этих денег – это потери государственного бюджета от уклонения от таможенных платежей подпольной грузовой империи «Абу-Сахий» под управлением влиятельной семьи 55-летнего Хабибулы Абдукадыра — уроженца Китая и главы уйгурского семейства.
Империя построена на перевозке незадекларированных и неправильно оформленных товаров на миллионы долларов из Китая на рынки Центральной Азии и России через Кыргызстан. Незаконная деятельность и уклонение от обязательных таможенных платежей, стала возможной благодаря большим связям в правительстве КР, главным покровителем назван бывший заместитель председателя Таможенной службы Раимбек Матраимов.
Все подробности схем по выводу денег Саймаити, который по его собственным словам профессионально занимался отмыванием денег, рассказал перед смертью группе журналистов из «Радио Азаттык», Kloop.kg и OCCRP. Он также представил доказательства своих слов, которые перепроверили журналисты. Это громкое журналистское расследование опубликовано накануне вечером, 21 ноября. Читать расследование:
- на русском: Kloop.kg
- на кыргызском: «Азаттык»
- на английском: OCCRP
«Абу-Сахий» получала огромные теневые доходы от того, что не платила таможенные платежи за перевозку незадекларированных и неправильно оформленных товаров на миллионы долларов из Китая в Кыргызстан и дальше — на рынки всей Центральной Азии и России. По словам Саймаити, порядка 600 грузовиков компании «Абу-Сахий» со всевозможным товаром пересекали границу между Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и Кыргызстаном и направлялись в Ташкент и далее в другие регионы.
На обоих кыргызских таможенных терминалах Торугарт и Иркештам на границе с Китаем, как и в Кара-Суу на границе с Узбекистаном — было достаточно «лояльных» Абдукадыру людей, чтобы терминалы функционировали почти как его частные структуры. Более десятка предпринимателей рассказали журналистам об особом «таможенном режиме», при котором лишь грузовикам «Абу-Сахий» и связанным с нею фирмам удавалось пройти контроль быстро и беспроблемно. Конкурентам же задерживали груз и чинили прочие препоны — столь серьезные, что вести бизнес было крайне тяжело.
Финансовые обороты
Саймаити неоднократно говорил журналистам, что «плата» за каждый грузовик, который чиновники пропускали через таможню, составляла от $4.6 тысячи до $5 тысяч. Если использовать его оценку в 600 грузовиков в месяц, то ежемесячный доход составлял до $3 млн. Саймаити также пояснял, что эту сумму распределяли среди различных чиновников и сообщников на разных уровнях правительства. В интервью существование этой схемы неоднократно подтверждали высокопоставленные чиновники, в том числе бывшие и нынешние сотрудники таможни, бывший министр и несколько членов парламента.
Хорошие связи с таможенной службой позволяли Абдукадыру не только быстро и легко проводить грузы, но и экономить на таможенных сборах: друзья-таможенники оформляли любой товар как текстиль или другой дешевый материал. Еще одно преимущество заключалось в том, что товары из Китая можно было оформлять как транзитный груз, который якобы ждали в Узбекистане, а не как импорт в Кыргызстан – получалось намного дешевле.
Еще одна схема, по которой работала система Абдукадыра, опиралась на бизнес самого Саймаити. К 2014 году предприниматель уже открыл собственный рынок как совладелец. Рынок «Ноогардан-Атуш» рядом с узбекской границей занимал больше десятка гектаров и состоял из сотен контейнеров. Компанию «Абдыраз», которой принадлежал рынок Саймаити, учредили в 2011 году. В 2014-м он получил в ней долю 60%.
Через свои китайские компании семья Абдукадыра заключала контракты с Саймаити и его компанией «Абдыраз», которая управляла рынком «Ноогардан-Атуш». Смысл контрактов, которые Саймаити называл фиктивными – создавать видимость того, что он, Саймаити, успешно продавал их товары на своем рынке. Однако в реальности они также уходили на иностранные рынки. «Товары [из этих грузовиков] не шли на продажу [в Кыргызстане], — сказал Саймаити. — Мы лишь показывали в документах, будто их потом сбывали на моем рынке… Но в реальности товар отправляли в Россию».
Ввоз в Россию и Казахстан китайских товаров под видом кыргызских позволял избежать сборов, предусмотренных Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Правительство Казахстана, который тоже входит в ЕАЭС, уже давно жалуется, что китайская продукция попадает в страну контрабандой из Кыргызстана. В 2016 году суд Казахстана признал, что китайская компания, подконтрольная семье Абдукадыра, предоставила недостоверные документы для груза из Китая в Узбекистан.
Эта схема тоже держалась на лояльном таможенном контроле.
Вот как описывал процесс Саймаити: «Например, текстиль — он дешевый, а одежда и обувь — дорогие. [Их растаможка] обойдется в три доллара, а провести через таможню текстиль — всего 50 центов. Они выпишут [документ], как будто ко мне привезли текстиль. Или привезут они телефоны, а документы заполнят на текстиль. Телефон — это шесть долларов [стоимость оформления на таможне]. Если они оформят один грузовик [с телефонами], как грузовик с текстилем — это пять тысяч долларов. Дай им пять тысяч долларов и вези это [грузовик с телефонами] в Россию и продавай там. Так можно разорить любого [конкурента]».
Раим-миллион
Подобная отлаженная до мелочей мошенническая схема из многочисленных соучастников стала возможной благодаря покровительству высшего руководства Таможенной службы. В нескольких беседах Саймаити неоднократно повторял имя бывшего заместителя главы таможни Раимбека Матраимова. Саймаити сообщил, что кроме доли в общем объеме взяток, Матраимов получил деньги напрямую от него по приказу Абдукадыра. Саймаити считал, что именно Матраимов руководил сбором и распределением взяток от семьи Абдукадыра.