Нацбанк ужесточит требования к операторам платежных систем

Нацбанк обновит положение «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» и усилит требования к деятельности таких компаний, сообщила пресс-служба регулятора.

НБ КР пошел на ужесточение правил работы из-за сбоя в работе одного из крупных операторов платежных систем «Мобильник». Это повлекло за собой несвоевременное проведение расчетов за товары и услуги и возникновение финансовых обязательств перед потребителями платежных услуг, поставщиками товаров услуг и агентами данной организации.

Возникшие проблемы также повлияли на функционирование систем расчетов электронными деньгами, интернет-банкинга, платежных терминалов некоторых коммерческих банков, добавили в Нацбанке.

Теперь для более эффективного и оперативного регулирования деятельности операторов платежных систем и платежных организаций Нацбанк предложил следующие требования:

  • Введение предоплаты, страховых депозитов банковской гарантии в целях страхования возможных рисков поставщиков товаров и услуг.
  • Не допускается аккумулирование денег, предназначенных поставщику товаров и услуг, на расчетном счете платежной организации, а также автоматическое отключение услуги в случае превышения суммы платежей над размером предоплаты.
  • Более детальное отражение механизмов использования денежных средств при взаиморасчетах между участниками платежной системы в договорах (установление лимитов по предоплате, процедура возврата денежных средств, порядок при нештатных ситуациях, ответственность сторон и так далее) с тем, чтобы потребители при любых обстоятельствах получили услуги в полном объеме.
  • Повышение требований к платежным организациям при осуществлении кассовых операций.
  • Повышение требований в части необходимости получения соответствующей лицензии у Нацбанка агентом или выполнения определенных требований в случае, если сумма оборотов денежных средств агента в течение более шести месяцев превышает 20% от общего объема операций платежных организаций и количество платежных терминалов превышает 10% от общего количества терминалов всех платежных организаций;
  • Запрет на использование агентской схемы по возврату денежных средств с лицевых счетов абонентов поставщиков товаров и услуг в адрес платежной организации для оплаты платежей в пользу третьих лиц.
  • Предоставление на ежемесячной основе отчетов относительно форм оплаты (предоплата, страховой депозит, банковская гарантия) и данных о количестве агентов, их денежных оборотах и терминальной сети.
  • Усиление требований к технической оснащенности, вопросам информационной и кибербезопасности, территориальному размещению аппаратно-программного комплекса.
Такие меры позволят минимизировать риски возникновения ситуаций, связанные с перебоями в функционировании системы, и их последствия, что будет способствовать развитию безналичных платежей, считают в Нацбанке.

Напомним, что ранее Нацбанк закончил разработку изменений в положение «Об электронных деньгах в КР». Новые поправки ужесточают правила работы операторов платежных систем. Регулятор пошел на такой шаг из-за масштабного сбоя в работе платежной системы «Мобильник» в феврале этого года и сразу объявил о том, что правила работы будут пересмотрены.

Также Нацбанк разработал новую редакцию положения «О нештатных ситуациях в платежной системе». Главная цель обновленного положения – разделить требования к межбанковским платежным системам, участникам платежных систем и провайдерам критичных услуг.