Как работает процедура рассмотрения жалоб на госзакупки? 10 важных фактов

Год назад, 11 июня 2018 года, в Кыргызстане ввели новый механизм рассмотрения жалоб на госзакупки с утвержденным составом специальной комиссии в количестве 15 человек. Спустя год в комиссии осталось всего 4 человека. Независимые члены начали покидать ее после того, как Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ) провел обыски у некоторых из них из-за рассмотрения ими жалобы по тендеру ГРС на закупку международных биометрических паспортов.

Несмотря на это Департамент госзакупок Минфина не собирается отказываться от действующего механизма рассмотрения жалоб и протестов в сфере государственных закупок и подготовил разъяснения по процедуре рассмотрения жалоб. Финансовое издательство Economist.kg приводит 10 самых важных фактов.

#1

У всех участников конкурсов есть право пожаловаться на тендер.

Согласно части 1 статьи 48 закона «О государственных закупках», участники конкурса имеют право подать жалобу через веб-портал госзакупок в независимую межведомственную комиссию по рассмотрению жалоб и протестов на любом этапе процедуры закупок.

#2

Для рассмотрения жалоб действует межведомственная комиссия.

В соответствии с частью 1 статьи 49 закона, для объективного рассмотрения жалоб правительство создает независимую межведомственную комиссию, которая состоит из представителей ведомств и общественности, сертифицированных специалистов в области госзакупок. Независимая межведомственная комиссия руководствуется положением, утвержденным правительством.

#3

Вопросами создания комиссии по рассмотрению жалоб занимается Минфин.

Вместе с тем, полномочия правительства по утверждению положения были делегированы Минфину постановлением кабмина от 15 сентября 2014 года №530 «О делегировании отдельных нормотворческих полномочий правительства КР ряду государственных органов исполнительной власти».

#4

Правила работы комиссии также определяет Минфин.

Приказом Минфина от 11 октября 2017 года №140-п утверждено положение  «О порядке работы независимой межведомственной комиссии по рассмотрению жалоб и протестов, а также по включению в базу данных ненадежных и недобросовестных поставщиков (подрядчиков)», где были введены электронные  правила рассмотрения в онлайн режиме (электронный формат).

#5

Комиссия по рассмотрению жалоб формируется из трех групп: чиновники, специалисты в юриспруденции, представители общественности.

В соответствии с пунктом 9 положения состав комиссии состоит из трех групп, включающие в себя представителей общественности и сертифицированных специалистов в области государственных закупок и не должен превышать пятнадцати человек:

– одна треть - лица, являющиеся специалистами в области юриспруденции

– одна треть - лица, занимающие должности на государственной или муниципальной службе, а также эксперты и сертифицированные специалисты в сфере госзакупок

– одна треть - представители общественности

#6

Отбирают членов комиссии депутаты, представители бизнес-ассоциаций, общественных организаций и правительства.

Для отбора и мониторинга работы членов комиссии, приказом Минфина от 10.02.2018 года №145/П создан экспертный совет (далее - ЭС), который состоит из числа депутатов Жогорку Кенеша, представителей бизнес-ассоциаций и общественных организаций, а также представителей иных органов правительства. ЭС отбирает членов комиссии через объявление открытого конкурса с применением справедливой и прозрачной процедуры отбора членов комиссии и самостоятельно определяет свой регламент работы.

#7

Жалобы на госзакупки принимаются в электронном виде.

Все жалобы и протесты, а также обращений оформляются в адрес независимой межведомственной комиссии и подаются в онлайн режиме на веб-портале государственных закупок.

#8

Комиссия по рассмотрению жалоб состоит из 15 человек. Денег за работу они не берут.

Приказом Минфина от 28.05.2018 года №2-ДП утвержден состав независимой межведомственной комиссии в количестве 15 человек и установлено, что комиссия работает на общественных началах, без получения вознаграждения за работу.

#9

Все жалобы публикуются на портале госзакупок в открытом виде.

Для удобства и оперативного рассмотрения жалоб, протестов, а также обращений  департамент госзакупок разработана памятка по подаче жалоб и обращений с конкретными алгоритмами (механизм) действий, которая  размещена на веб-портале государственных закупок в разделе «новости и публикации».

#10

Решения комиссии по жалобам можно обжаловать в суде.

В соответствии с частью 6 статьи 49 закона и пункта 69 положения независимой межведомственной комиссии, для досудебного порядка урегулирования споров участник закупки вправе обжаловать решение комиссии в соответствии с законодательством КР в сфере административной деятельности и административных процедур.