Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Чем будет заниматься бизнес-омбудсмен? Детальный разбор его полномочий

Чем будет заниматься бизнес-омбудсмен? Детальный разбор его полномочий

В Кыргызстане скоро появится бизнес-омбудсмен. Проект постановления правительства о создании этого института разработал Минэконом и внес на общественное обсуждение.

Economist.kg

проанализировал документ и выяснил все детали относительно создания института бизнес-омбудсмена: процедуры избрания, вопросы финансирования, полный перечень полномочий и многое другое.

Наблюдательный совет

Бизнес-омбудсмен не главный. Согласно проекту постановления, высшим органом управления института бизнес-омбудсмена будет Наблюдательный совет. Его задача – надзирать за всей деятельностью института, планировать и разрабатывать стратегии его деятельности.

Именно совету бизнес-омбудсмен обязан представлять регулярные отчеты о своей работе.

Наблюдательный совет сформируют из представителей трех сторон:

  • Правительство
  • Международные партнеры по развитию
  • Бизнес-ассоциации

Число членов совета в проекте постановления не указано.

Правительство будет назначать представителей своим распоряжением.

Доноры должны определить своих представителей после консультаций. Их проведет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – он принимал основное участие в создании института бизнес-омбудсмена и этого постановления.

От бизнес-ассоциаций на постоянной основе войдут пять объединений, которые имеют наибольший охват предпринимателей, чьи члены платят больше всего налогов, и в составе которых не менее 50 компаний, оплачивающих членские взносы. Также бизнес-ассоциация должна работать не менее пяти лет. Впрочем, от этой стороны могут войти объединения, не отвечающие данным критериям, но только на ежегодной ротационной основе.

В состав от международных партнеров и бизнес-ассоциаций также могут входить новые члены, если все стороны дадут согласие на это.

Решения Наблюдательного совета принимаются голосованием. Каждая сторона имеет один голос.

Решение об избрании и освобождении с должности бизнес-омбудсмена и его заместителей должно приниматься единогласно и никак иначе. Итоговое решение направляется в кабмин для утверждения распоряжением правительства.

По всем остальным вопросам решения принимаются большинством голосов (два из трех).

Между собой каждая из трех сторон принимает решение простым большинством голосов.

Наблюдательный совет должен собираться не реже одного раза в квартал, а также по мере необходимости по инициативе одной из сторон.

Финансируют работу института бизнес-омбудсмена доноры. Возможно привлечение других средств. Все решения о финансировании принимает Наблюдательный совет. Никто не обязан вносить плату, если не согласен на это.

Бизнес-омбудсмен

Бизнес-омбудсменом и его заместителем может быть, как гражданин Кыргызстана (в том числе с двойным гражданством), так и иностранец.

От кандидатов требуются: безупречная деловая репутация, высокие моральные качества, высшее образование, отсутствие судимости, не быть замеченным в коррупционных скандалах, иметь глубокие знания хозяйственных, общественных проблем, вопросов госуправления и иных проблем, связанных с ведением предпринимательской деятельности в КР.

Бизнес-омбудсмен и его заместители не имеют право иметь вторую работу и заниматься какой-либо иной деятельностью.

Срок избрания – 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.

Бизнес-омбудсмен и секретариат – это не государственные органы. Вмешательство в их деятельность, либо воспрепятствование ей в любой форме запрещается.

Главные задачи бизнес-омбудсмена: принимать и рассматривать жалобы от предпринимателей на действия или бездействие госорганов, органов местного самоуправления, предприятий госсектора.

Бизнес-омбудсмен не может быть учредителем и принимать какое-либо участие в деятельности любых организаций. Он не имеет право участвовать в политической деятельности. Единственное, что разрешено – преподавать.

Полномочия омбудсмена прекращаются в трех случаях: при подаче заявления об увольнении по собственному желанию, принятии соответствующего решения Наблюдательным советом, смерти.

Уход бизнес-омбудсмена не является причиной прекращения полномочий его заместителей.

Бизнес-омбудсмен ежегодно отчитывается о всех тратах – сметы расходов должны быть подробными.

Секретариат

Бизнес-омбудсмен будет иметь секретариат – рабочий аппарат, оказывающий содействие в реализации функций и задач.

Штат будет состоять из самого бизнес-омбудсмена, двух его заместителей, специалистов и административного персонала. Количество последних в постановлении не определяется.

Бизнес-омбудсмен возглавляет секретариат и руководит всей работой. Он представляет секретариат перед Наблюдательным советом и третьими лицами.

Заместители омбудсмена подотчетны ему, а не совету.

Полномочия

В своей работе бизнес-омбудсмен будет руководствоваться нормативно-правовыми актами Кыргызстана и международными договорами, участницей которых является республика.

Бизнес-омбудсмен будет решать вопросы через два акта реагирования – рекомендации и представления.

Рекомендация — это предложение устранить выявленные нарушения прав и законных интересов предпринимателей.

Представление – это требование устранить выявленные нарушения, и при необходимости возбудить дисциплинарное или административное производство в отношении должностных лиц и служащих.

Бизнес-омбудсмен имеет широкий круг прав и полномочий. Он может:

Давать рекомендации правительству, президенту и парламенту по устранения системных причин нарушения прав предпринимателей.

Участвовать и вносить предложения на заседаниях правительства и заседаниях Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве.

Предлагать правительству, президенту и парламенту вносить изменения в законы.

Вправе участвовать на заседаниях судебных органов.

Иметь доступ в здания госорганов, органов местного самоуправления и предприятий госсектора для исполнения своих обязанностей.

Рекомендовать ведомствам, местным властям и госкомпаниям принять меры по улучшению или оптимизации процедур (способов), которыми они осуществляют свои полномочия.

Обращаться с запросами в госорганы, органы местного самоуправления и предприятия госсектора, чтобы собирать информацию относительно изучаемых дел. В срочных случаях ответ обязаны дать в течение пяти рабочих дней.

Требовать разъяснения от госорганов, органов МСУ и компаний госсектора по тому, как они рассматривают и принимают меры по актам реагирования.

Обнародовать жалобы предпринимателей.

Обнародовать информацию о том, как реагируют чиновники на рекомендации и представления.

Обнародовать информацию о выявленных случаях коррупции.

Привлекать на контракт экспертов, ученых, специалистов, компании, в том числе иностранные, для выполнения возложенных задач и проведения исследований.

Публиковать в СМИ и на своем сайте результаты рассмотрения дел и отчеты.

Рекомендовать правительству, президенту и парламенту включить определенных экспертов в рабочие группы, которые готовят документы по вопросам улучшения условий ведения бизнеса и борьбы с коррупцией.

Привлекать чиновников, местные власти, представителей компаний госсектора, ассоциации и другие организации (с их согласия) к рассмотрению вопросов.

Заключать меморандумы о взаимодействии с госорганами и местными властями.

Ad coverAd cover