Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Откровенная история Максатбека Ишенбаева: Никакие деньги, никакие долги, никакие проблемы не стоят жизни

Откровенная история Максатбека Ишенбаева: Никакие деньги, никакие долги, никакие проблемы не стоят жизни

Накануне, 13 октября, в Бишкеке прошла очень интересная встреча «Грабли night: Мои провалы в финансах». «Грабли night» – это мероприятие, где опытные предприниматели Кыргызстана делятся своими провалами и ошибками, которые совершили на своем пути прежде, чем стать тем, кем они являются сейчас.

Одну откровенную историю, которая не может оставить равнодушным, рассказал председатель правления «Банка «Бай-Тушум» Максатбек Ишенбаев.

Economist.kg очень рекомендует ее к прочтению. История рассказана от первого лица:

– Моя история называется «Как я потерял $130 тысяч». Когда я готовился к этой теме, то, конечно, вспомнил, что потерял за всю жизнь намного больше. Своих личных потерянных денег, если грубо посчитать, было около полумиллиона долларов.

Так что на грабли все равно будете наступать – те, кто хочет стать предпринимателем, кто хочет стать богатым человеком.

Я недавно только прочитал такую хорошую фразу: «Сколько на грабли не наступай, сердце всегда надеется на чудо». Главное, постоянно себе повторять это.

Не так давно у меня были накоплены свои $40 тысяч. Мне было скучно держать их на депозите и получать свои проценты. Как-то неинтересно. И я решил вложиться туда, где доходность побольше.

Начал спрашивать у друзей кому нужны деньги, и мне предложили хорошего парня. Мы с ним познакомились, несколько раз попили кофе и я дал ему эти $40 тысяч.

Я узнал какой у него бизнес. Он производил пластиковые окна, двери. Бизнес был стабильный – постоянные заказы, тендера выигрывал. Но как всегда предпринимателям не хватает денег. В банках требуют залоги, дополнительные условия, поэтому бизнесмены часто берут деньги напрямую у друзей или знакомых.

В общем, я ему поверил, я видел его бизнес и дал ему $40 тысяч. Он мне вовремя, раз в месяц, платил дивиденды. Деньги были хорошие, хватало и на ипотеку, и на карманные расходы.

Трубы, завод

Потом он стал мне говорить, что продолжая бизнес с окнами, он начал заниматься железными трубами. Железные квадратные трубы, которые применяются в строительстве. Он начал завозить их с России и тоже бизнес хорошо шел. Потому что трубы используются везде в строительстве.

Я спросил, значит деньги мои сейчас там? Я тебе давал на один бизнес, но, как я понял, ты потихоньку закинул их в трубы. Он сказал, да. Извинился. Но так как деньги он платил вовремя, поэтому все было хорошо.

Потом он начал говорить что нужно обязательно поставить завод. Так завозить просто не интересно, мы должны поставить завод.

Он начал приносить мне чертежи. В России заводы такие стоили $5 млн. Чтобы его начали строить нужно было проплатить половину. Тогда тебя поставят в очередь и через год соберут этот завод.

Он думал, что если я банкир, то спокойно найду $5 млн. Потом он начал находить заводы чуть дешевле – в Кореи за $3 млн, потом за $2 млн нашел в Иране. И он мне с этим заводом из Ирана все уши прожужжал.

Я ему всегда говорил нет. Я не собираюсь и тебе не нужно туда входить. Но в конце концов он не послушался и закинул деньги в Иран. Поставил меня перед фактом.

И я тогда еще не понимал, как он проплатил Ирану. Потому, что с этой страной у нас нет никаких платежей, расчетов, никаких корротношений. Я знаю это как банкир.

Оказалось он через «Дордой», через других иранцев, бартером или еще как-то еще, начал какие-то операции совершать.

Каждый раз он говорил мне об успехах, что вот завод практически готов, его почти собрали.

Новые долги

В один день он пришел ко мне и говорит дай $50 тысяч. Найди. Ты банкир, ты найдешь. Его [завод] вот уже в коробки собирают.

Я притащил своего богатого друга. Посадили их за стол, рассказали о бизнесе. Тот ему все разрисовал, показал чертежи, договора об аренде земли. Друг говорит: «Максат, я его не знаю, но мне нравится его бизнес, и я знаю тебя. Дай мне расписку, что ты взял у меня $50 тысяч и я дам деньги». Я написал расписку, деньги передали.

Через месяц он снова ко мне прибежал. Сказал, что почти все готово, но нужно последние $40 тысяч на транспортировку. Завод готов, скоро мы станем миллионерами. Трубы начнем продавать направо и налево.

В это время я как раз помогал другому своему другу получить кредит. Я позвонил ему. Он довольный, отвечает, что кредит одобрили, сегодня после обеда идет за деньгами.

После обеда я прихожу с другом-партнером и говорю дай $40 тысяч. Ты же получил $250 тысяч. Дай $40 тысяч, на одну-две недели, Ты же сразу их сейчас не потратишь.

Он говорит: «Максат не надо… Не надо, пожалуйста».

Я говорю, ну дай-дай. В общем, забрал деньги, расписался у него в расходнике. Официально все под паспортные данные. И жду когда стану миллионером, когда завод придет, будем растамаживать его.

У него была мечта

И вот когда пришло время, когда партнер должен был принести мне дивиденды очередные, его нет. Я звоню ему, телефоны отключены.

Я был в офисе, поэтому с супругой созвонился, она как раз в город собиралась выезжать, ей было по пути и я попросил заехать к нему в офис сказать, что я не могу дозвониться. Куда он пропал? Может на рыбалке, на охоте.

Она приехала, звонит мне оттуда и говорит, что Максат ты знаешь, он застрелился, его неделю назад похоронили. К сожалению, мы были не в курсе.

Уже потом я начал встречаться с его женой. Узнавать все.

Вы знаете, у него была мечта – построить этот завод.

Он набрал много кредитов. Дом заложил. Его главная проблема была в том, что он не проверил своих партнеров. Я спрашивал его почему ты в Иране не едешь? Ты постоянно деньги туда перечисляешь, почему ты туда ни разу не съездил? Он говорил все нормально, все под контролем.

И жена рассказала, что вечером он разговаривал с иранцами по Скайпу и видать они ему правду сказали, что все, до свидания, забудь про нас. Потом мы не смогли найти их следы по этим аккаунтам.

Так я потерял партнера, друга. Мы за это время с ним можно сказать подружились.

Из этой истории я вынес два урока. И хочу вам сказать, чему я научился.

Первое, я ради сохранения своих $40 тысяч, начал занимать еще. Не зря у банкиров, и кто на Форексе работает, всегда есть стоп лосс (грубо говоря стоп линия). Умейте принимать ошибки, и принимать убытки. Мы всегда верим, что сейчас еще чуть-чуть еще что-то произойдет и мы закроем эти долги, убытки. Нет. Нужно просто сказать стоп и сказать, что я принимаю потери. Например, я потерял $40 тысяч, но дальше заработаю снова.

Ну и самое главное, почему я здесь, и почему я рассказываю именно эту историю:

Я хочу сказать, что никакие деньги, никакие долги, никакие проблемы не должны вас… жизнь самая дорогая вещь.

Я думаю если бы он сейчас был жив, то через год мы посмотрели бы на эту ситуацию совершенно по-другому. Потому что я тоже у друзей своих деньги взял. Меня никто не душит, не убивает. Со всеми договорился, потихоньку возвращаю.

И в конце приведу цитату: «Хорошо, что бог не дает нам возможности заглянуть в будущее, в противном случае возникло бы желание застрелиться».

Если бы мы реально знали, что нас ждет впереди, сколько у нас будет трудностей, проблем, долгов, то может быть и возникло это желание. Я солидарен с этими словами.

Но хочу сказать, что какие бы проблемы у вас не были, всегда живите, радуйтесь, оставайтесь оптимистами. Деньги всегда можно заработать – будете терять, будете зарабатывать. Деньги это не проблема, главное жизнь.

Ad coverAd cover