Почему не следует бояться инфляции, когда на страже стоит Нацбанк?

Почему не следует бояться инфляции, когда на страже стоит Нацбанк?

Инфляция — явление практически неизбежное. В экономической теории инфляцией называют устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Однако стоит понимать, что это не то явление, которое нужно систематически искоренять — как пьянство или неуплату налогов. С инфляцией необходимо работать, управлять ростом цен. Такое мнение озвучил независимый эксперт, доктор экономических наук, профессор Асылбек Аюпов.

«В первую очередь отметим, что небольшой уровень инфляции полезен для экономики, — сказал экономист. — Он стимулирует как потребление, так и производство. Не возникает задержек при принятии экономических решений, когда граждане и бизнес откладывают покупки с надеждой, что в скором времени товары подешевеют. Предсказуемый умеренный рост цен позволяет точнее планировать бюджеты и экономику на микроуровне, а банкам безопасно выдавать кредиты. В мировой практике в зависимости от степени развития и структуры экономик стран считается, что инфляция от 2 до 10% в год является здоровой. В странах с развитой экономикой ориентируются на показатель 2%, а с развивающейся — в пределах 5-10%. В Кыргызской Республике целевой ориентир, установленный Нацбанком, находится на уровне 5-7%».

С начала 2025 года по итогам октября уровень инфляции в стране сложился на уровне 7.1%. Чтобы понять, как менялся этот показатель в предыдущие годы, можно обратиться к данным Нацстаткома.

«Помимо сухих цифр, нужно отметить, что инфляция, наблюдаемая в каждой стране мира, может иметь внутреннюю и внешнюю природу происхождения, — продолжил собеседник. — Чем активнее страна вовлечена в торговлю и чем большая доля ее потребления приходится на импортные товары, тем выше внешняя инфляция. И с ней практически ничего невозможно сделать в краткосрочной перспективе».

Зависим ли Кыргызстан от внешней инфляции? В большой степени. Оценочно до 70% товаров, которыми мы пользуемся ежедневно, импортируются в нашу республику. Большую часть нефтепродуктов мы также покупаем из-за рубежа. Вот и получается, что рост цен у нас зависит от ситуации с инфляцией в России, Казахстане, Узбекистане и Китае. К примеру, в октябре 2025 года инфляция в России находилась на уровне 7.7%, в Казахстане — около 12.6%, в Узбекистане – 7.8%, а в КНР же показатель роста цен околонулевой (0.2%), но в Китае структура экономики отличается от других перечисленных стран.

Далее Асылбек Аюпов приводит пример последнего пика инфляции в Кыргызстане и отмечает, что у нас есть все инструменты для управления экономикой в подобных ситуациях.

«Мы можем обратить внимание на пик инфляции прошедших лет, — поведал профессор. — 2022 год запомнился всем нам как один из самых неспокойных в этом веке. Началась СВО, выросли цены на зерно и топливо, нарушились многие цепочки создания ценности по всему миру. Это коснулось и Кыргызстана. Дополнительным драйвером инфляции в том году стал небывалый приток мигрантов из России осенью, что также заметно «подогрело» экономику нашей страны.
И тем не менее нельзя сказать, что мы совершенно беззащитны. Кыргызстан активно использует различные методы антиинфляционной политики для того, чтобы сдерживать нежелательный рост цен в экономике. Наиболее эффективным методом борьбы с инфляцией в нашей стране является денежно-кредитная политика, за нее отвечает Национальный банк». 

Дополнительно эксперт отметил три главных метода борьбы с инфляцией, которые Нацбанк использует для создания устойчивого положения в стране.

«Существует ряд ключевых инструментов денежно-кредитной политики, — продолжил Аюпов. — Первый, и самый важный, – это учетная ставка Национального банка. Учетная ставка выступает ориентиром стоимости средств на денежном рынке, регулирование ее размера в ту или иную сторону является сигналом для финансового рынка о направлении денежно-кредитной политики. Повышение учетной ставки в первую очередь влияет на сохранность сбережений населения, концентрируя их в банковской системе и защищая от чрезмерной инфляции, и тем самым отражается на нашей потребительской активности. Это снижает избыточную деловую и спекулятивную активность, охлаждая национальную экономику и снижая темпы инфляции. В этом году наблюдается тенденция к повышению учетной ставки в КР. Совсем недавно Нацбанк поднял этот показатель до 11%, внеся дополнительный вклад в борьбу с ростом цен».

«Не менее важны в денежно-кредитной политике и операции на открытом рынке, — добавил собеседник. — Покупкой или продажей ценных бумаг Нацбанк меняет уровень денежной массы в стране. К примеру, 25 ноября регулятором было выставлено на продажу нот на 20 миллиардов сомов (7-дневных) и на 2 миллиарда сомов (91-дневных). Ранее в этом году показатели продажи нот были ниже в два раза. 
Ноты —  это краткосрочные облигации, которые коммерческие банки Кыргызстана покупают у регулятора. Повышение объема предложений таких нот также свидетельствует о работе, нацеленной на снижение инфляции, ведь из экономики на время «убирают» излишек денежной массы.» 

Продолжил свой рассказ об антиинфляционном арсенале НБ КР профессор ремаркой о норме обязательных резервов.

«Следующим инструментом денежно-кредитной политики в руках Нацбанка является норма обязательных резервов, — отметил экономист. — Этот показатель отражает долю денег, которые коммерческие банки обязаны хранить на специальном счете в центральном банке.

Представьте себе, что вы начинаете бизнес. При этом у вас есть надежный товарищ, который не только умеет грамотно распоряжаться своими финансами, но и дает хорошие советы. И небольшой процент своих денег вы доверяете такому человеку. Мало ли, вдруг случатся непредвиденные обстоятельства?

Вот и Нацбанк выступает в роли такого доверенного лица. Этот резерв средств, помимо функции копилки на черный день, является еще и отличным способом охладить экономику. Чем выше уровень обязательных резервов, тем больше лишней денежной массы можно изъять из экономики».

Сейчас уровень обязательных резервов для банков в национальной валюте составляет 4 %, в армянских драмах, белорусских рублях, казахских тенге, китайских юанях и российских рублях — также 4 %. В остальных иностранных валютах показатель составляет 15 % от суммы входящих в расчетную базу обязательств. В последние годы этот показатель не менялся. Поэтому его потенциал для повышения эффективности антиинфляционных действий Нацбанка достаточно высок.

Также Нацбанк, как мы наблюдаем, стремится обеспечить покупательскую способность национальной валюты. За последние несколько лет ситуация на внутреннем валютном рынке сохраняется стабильной. Учитывая, что Кыргызстан является экономикой с высокой долей импортных товаров в потреблении, сглаживание резких колебаний обменного курса способствует также сдерживанию роста внутренних цен и снижению нагрузки на доходы населения. 

По мнению Асылбека Аюпова, финансовый регулятор Кыргызстана делает все необходимое для достижения целевых показателей инфляции и сдерживания роста цен.

«Национальный банк Кыргызской Республики демонстрирует высокий уровень профессионализма и стратегическое видение в управлении экономикой страны, — подчеркнул эксперт. — Принятые меры по контролю за инфляцией, повышение учетной ставки и операции на открытом и валютном рынках показывают, что регулятор действует системно и эффективно.
Благодаря скоординированной денежно-кредитной политике Нацбанк сдерживает нежелательный чрезмерный рост цен, тем самым создавая условия для стабильного экономического развития. Эти действия укрепляют доверие к финансовой системе, поддерживают предсказуемость кредитных и депозитных условий для бизнеса и граждан.
В результате стратегическая работа Национального банка обеспечивает баланс между стимулированием экономической активности и поддержанием ценовой стабильности, создавая прочную основу для дальнейшего роста и устойчивости национальной экономики. Можно смело говорить, что инфляции не следует бояться стратегически, даже если сейчас наблюдается временный рост цен».

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории