Цифровая трансформация на границе
9 сентября на одном из ключевых пограничных пунктов Центральной Азии – КПП «Достук» – на границе между Кыргызстаном и Узбекистаном, состоялось мероприятие высокого уровня, посвященное внедрению системы электронного управления очередью.
Этот инновационный проект является частью более широкой четырехлетней программы «Ready4Trade Центральная Азия» (2024–2028). Проект, который финансируется Европейским Союзом и реализуется Международным торговым центром (МТЦ), направлен на повышение операционной эффективности Транскаспийского транспортного коридора и содействие международной интеграции бизнеса Центральной Азии через упрощение процедур, улучшение региональной координации и рост конкурентоспособности малых и средних предприятий.
Внедрение системы электронного управления очередью осуществляется в тесном сотрудничестве с Министерством экономики и коммерции КР и Государственной таможенной службой.
Обширные данные Государственной таможенной службы подчеркивают критическую важность КПП «Достук» для региональной торговли. Только в 2024 году через него прошло более 87 тысяч транспортных средств, из которых свыше 58 тысяч составлял транзит.
В первом полугодии 2025 года трафик еще больше возрос: свыше 60 тысяч транспортных средств, включая более 45 тысяч транзитных перевозок.
«Эти цифры наглядно подтверждают ключевое значение «Достука» как одного из основных узловых пунктов региона, от эффективности работы которого напрямую зависят скорость и предсказуемость грузопотоков», – говорится в пресс-релизе по итогам мероприятия.
Сотрудничество ради цифровых инноваций
Внедрение системы электронного управления очередью на границе – результат тесного партнерства между Кыргызской Республикой, Европейским Союзом и Международным торговым центром. Эта система позволяет перевозчикам заранее бронировать время прибытия на границу через онлайн-платформу kezek.gpti.kg.
«Интеграция системы на КПП «Достук» – это результат успешного сотрудничества между Кыргызской Республикой, Европейским Союзом и Международным торговым центром. Этот проект показывает, как цифровые инновации могут ускорять торговые потоки и содействовать продвижению экспорта стран Центральной Азии», – отметил Косимо Ламберти Фоссати, менеджер программ Делегации Европейского Союза в Кыргызской Республике.
Заместитель министра экономики и коммерции Кыргызстана Искендер Асылкулов подчеркнул, что система является ключевым элементом для улучшения бизнес-среды.
«Система позволит упростить процедуры, сократить издержки для бизнеса и перевозчиков, а также повысить прозрачность и эффективность торговых процессов. Этот проект является частью широкой стратегии цифровой трансформации экономики страны, направленной на повышение ее конкурентоспособности на международных рынках», – отметил он.
Представители таможенной службы также высоко оценили инициативу. Советник председателя Государственной таможенной службы Кыргызской Республики Медет Турсалиев отметил, что внедрение системы – это переход к современному, сервисному подходу.
«Мы переходим от классического подхода к контролю к современному сервисному формату, где главным приоритетом становится удобство для бизнеса и перевозчиков», – заявил он.
Заместитель председателя Государственной таможенной службы Кыргызской Республики Эльнура Мамбетжунушева отметила:
«Система электронного контроля очереди позволит сократить очереди и повысить предсказуемость пересечения границы, что имеет значение для всей экономики Кыргызстана», – заявила она.
Проект уже показал свою эффективность на КПП «Кызыл-Кия автодорожный», где с ноября 2024 года система успешно пилотировалась. По данным Государственной таможенной службы, пилотный проект привел к значительному сокращению времени ожидания и получил положительные отзывы от перевозчиков.
Этот успех послужил основанием для масштабирования системы на КПП «Достук».