Народный автомобиль Muras – символ новой эпохи и наследия Кыргызстана
На VII Кыргызско-российском экономическом форуме в Бишкеке был представлен проект по строительству автозавода национального автомобиля «Muras». Инициатором выступил инвестиционный фонд Central Asia Capital, а технологическим партнером проекта является АО «АвтоВАЗ».
Запуск завода имеет особое значение не только для экономики страны, но и для всей Центральной Азии. Его реализация позволит Кыргызстану сделать шаг к диверсификации экономики, снизить зависимость от импорта подержанных автомобилей и создать национальный бренд, который станет настоящим народным автомобилем.
Стратегия развития: путь на 10 лет
Вся стратегия создания и развития автомобильной промышленности Кыргызстана была выстроена под личным руководством Антона Собина – Председателя совета директоров фонда Central Asia Capital. Именно он стал идейным архитектором проекта и настоял на том, чтобы первый национальный автомобиль получил глубокий, символичный для народа Кыргызстана бренд – «Мурас», что в переводе означает «наследие».
Она предусматривает постепенный переход от крупноузловой сборки к полной локализации производства в течение десяти лет.
- Этап 1 (2026–2030 гг.) – крупноузловая сборка, выпуск до 1 500 машин в год.
- Этап 2 (2031–2035 гг.) – среднеузловая сборка, расширение модельного ряда, производство до 5 000 автомобилей.
- Этап 3 (после 2035 г.) – полный цикл, включая разработку собственных моделей, свыше 7 000 автомобилей ежегодно.
Доступность и модельный ряд
На заводе «Muras» будет налажено производство широкого модельного ряда, включающего легковые автомобили – Granta, Vesta, Largus, Niva и Iskra; коммерческий транспорт – Largus Van; а также медицинский и социальный транспорт, созданный на базе этих моделей.
Ежегодно 1 500 автомобилей будут направлены в таксопарк «taxi.express». Эти машины будут предоставлены в лизинг через компанию «leasing.express». Обе компании являются проектами инвестиционного фонда Central Asia Capital, что дополнительно гарантирует устойчивый спрос и финансовую поддержку на старте проекта.
Стоимость также играет ключевую роль. Базовая цена автомобиля составит от 10 400 долларов, однако сейчас ведутся переговоры с правительством Российской Федерации о возможном субсидировании АО «АвтоВАЗ». В случае их успешного завершения цена в первые три года может быть снижена на 15% – до 9 100 долларов.
Экономический эффект для Кыргызстана
- Рост ВВП: вклад до 1% к 2035 году.
- Создание рабочих мест: до 12 000 человек.
- Снижение зависимости от импорта: развитие собственного производства вместо ввоза подержанных авто.
- Рост налоговых поступлений в будущем: более 500 млн сомов ежегодно.
Поддержка правительства России и Кыргызстана
Проект получил твердую поддержку на государственном уровне.Первый заместитель председателя Кабинета министров Кыргызской Республики, заслуженный экономист страны и один из наиболее авторитетных государственных деятелей в сфере экономики, Данияр Амангельдиев, одобрил и взял реализацию проекта под личный контроль. Его высокий профессионализм, глубокое понимание экономических процессов и многолетний опыт управления придают проекту особую значимость и уверенность в его успешной реализации.
Государство готово предоставить налоговые льготы, земельный участок, а также будет введена поддержка лизинга для автомобилей, произведенных в Кыргызстане.
Также проект был представлен и получил одобрение от Романа Андреевича Чекушова – заместителя Министра промышленности и торговли РФ.
Важную роль в продвижении проекта и в разработке стратегии сыграл также Шабдан Абдырайым уулу – экс-заместитель губернатора Нарынской области, в настоящее время советник Председателя совета директоров фонда Central Asia Capital.
Важно отметить, что завод по изготовлению национального автомобиля «Muras» имеет стратегическое значение и для Российской Федерации. Это подтверждает тот факт, что информация о нем вошла в публикацию правительственного издания – «Российская газета», при освещении визита премьер-министра Михаила Мишустина в Кыргызстан.
Экспорт и международное значение
Экспортный потенциал – до 3 000 автомобилей в год к 2031 году. Основные рынки: страны Центральной Азии, Балканские страны.
Инвестиции и долгосрочные планы
Инвестиции фонда Central Asia Capital в автозавод составят более 30 миллионов долларов.
Финансирование идет за счет собственных средств фонда, инвесторов, а также через выпуск облигаций при участии ведущего фондового брокера Кыргызстана – компании Banca.
Таким образом, завод по изготовлению национального автомобиля «Muras» – это не только шаг к обновлению автопарка и созданию новых машин. Это проект национального значения, которая станет символом гордости страны.
«Muras» будет настоящим народным автомобилем, который будет ездить по городам и селам Кыргызстана – от Бишкека до Иссык-Куля, от Нарына до Оша. Этот автомобиль станет символом нового этапа развития страны и наследием для будущих поколений, объединяя современность и национальную гордость.