Glovo три года: чего добилась компания в Кыргызстане и к чему стремится

Economist.kg
Glovo три года: чего добилась компания в Кыргызстане и к чему стремится

На 2023 год в Кыргызстане к платформе по доставке еды Glovo
присоединилось более 1 тысячи представителей малого и среднего
бизнесов. Более миллиона скачиваний по Кыргызстану.
Об этом на пресс-конференции сообщили региональный директор Glovo по странам Восточной Европы и Центральной Азии Дмитрий Расновский, вице-президент компании Арнау Кортес и генеральный менеджер в Кыргызстане – Айканыш Сапаралиева.

Представители организации рассказали, почему время доставки в Бишкеке – долгое, как скоро ожидать вход таких игроков как McDonald’s и“Бургер Кинг” и почему процесс диджитализации в Казахстане активнее, чем в Кыргызстане.

На рынок Кыргызстана Glovo зашла в 2020 году. За три года работы
платформа заработала в Оше, Бишкеке, Джалал-Абаде и Караколе. К ней
подключились более 3 тысяч курьеров, среди них – тысяча активно
принимает и доставляет заказы. Команда разработала программу
лояльности “Прайм”, которая сделала доставку выгодной и доступной: за
260 сомов в месяц можно делать неограниченное количество заказов.


Была запущена коллаборация с “Элкарт” – бесплатная доставка при оплате этой картой. Таким образом компания не просто развивает рынок доставки еды, но увеличивают долю безналичных расчетов в стране. Вместе с налоговой службой они интегрировали патенты курьеров: теперь только курьеры с активным патентом могут доставлять заказы.

Проблемы или возможности?

По словам Айканыш Сапаралиевой, электронная коммерция медленно
развивается в Кыргызстане, из-за чего компания постоянно сталкивается с теневой экономикой:у многих предприятий нет государственной регистрации и банковских счетов. “Приходится убеждать предпринимателей открывать счета, оцифровывать контент”, – поделилась менеджер. Но есть и хорошие стороны: благодаря этому предприниматели понимают, как важно идти в онлайн, и начинают инвестировать в себя в этом направлении. Кроме того, 50% населения все еще предпочитает наличный расчет, и это добавляет административную нагрузку компании.


Glovo – один из самых крупных налогоплательщиков Кыргызстана и других стран. Их главная задача не столько доставка еды, сколько
диджитализация бизнеса, ведь именно это помогает увеличивать
рестораторам прибыль. Электронная коммерция, по словам Дмитрия
Расновского, дает возможность заработать огромному количеству людей. 5 лет назад в странах Центральной Азии и Восточной Европы доставка из
ресторанов составляла 1%, сегодня – 20-40%. Это существенный кусок
бизнес-пирога, рестораторы стали больше зарабатывать. Сейчас компания занимается развитием ГИК-экономики и привлечением большего количества игроков e-commerce.

Социальная политика в отношении курьеров.

Генеральный директор по странам Восточный Европы и Центральной Азии Дмитрий Расновский понимает, что работа курьером – временная, и потому компании важно предоставлять конкурентные доходы работникам. В отношении курьеров действует программа “Плэдж”, в рамках которой был расширен социальный пакет: он покрывает не только дорожные инциденты, но и другие кейсы. В следующем году Glovo намерена добавить в пакет покрытие больничных и выделить единоразовые выплаты при рождении ребенка. Кроме того, для курьеров организованы IT-курсы. Уже 300 курьеров-кыргызстанцев прошли тренинги, из них 50% успешно закончили.

Glovo в Караколе и Джалал-Абаде.

В 2023 году Glovo запустилась в Джалал-Абаде и Караколе. К платформе
Каракола уже подключилось 30-35 ресторанов, и скорость доставки там
самая быстрая по всему Кыргызстану – 27 минут. По Бишкеку, в свою
очередь, летом 39 минут, зимой – 41 минута. В Джалал-Абаде – 33 минуты.На вопрос, будет ли как-то компания влиять на скорость доставки в Бишкеке, Расновский ответил, что в долгой доставке по столице есть
преимущества:

“В Бишкеке долго доставляют еду, потому что рестораны
долго готовят. Возможно, из-за того, что повара избегают полуфабрикатов и готовят из-под ножа. Еще одна существенная проблема – пробки. Большая часть ресторанов многих постсоветских городов расположена в центре, и это осложняет доставку”.

Расновский заверил, что через несколько лет 30% населения Кыргызстана будет заказывать доставку еды из супермаркетов. Сегодня этот показатель составляет 13%.

“Будущее наступило, оно всего-то неравномерно распределено. Чтобы узнать, что нас ждет, надо посмотреть на рынки развитых стран. В США и Южной Корее доставка из супермаркетов в процентном соотношении выше, чем в Кыргызстане сейчас”, – сообщил региональный директор.

Законодатели мод электронной коммерции.

На постсоветском пространстве в развитии электронной коммерции
преуспели Россия и Украина, за ними Грузия, которая отличается высоким процентом внедрения современных технологий. В отличие от Кыргызстана, рынок Казахстана благодаря доминированию банка Kaspi также быстро привлек к себе e-commerce игроков. 80% казахстанского населения – закредитованное, что меняет покупательские привычки. А в Кыргызстане, как было отмечено, культура электронной коммерции выстроена по-другому и продвигается более медленно.


“Бургер Кинг” и McDonald’s в Кыргызстане.

На вопрос, как скоро международные франшизы как “Бургер Кинг” и
McDonald’s зайдут в Кыргызстан, представители Glovo не дали
однозначного ответа. По словам Расновского, такие крупные игроки не
входят не столько из-за того, что о Кыргызстане мало что известно, а из-за быстрой смены правил игры, политической обстановки и малой плотности населения страны. Международные компании выдвигают жесткие требования к открытию франшиз и долго ищут того, кому можно доверить дело. Например, крупная киевская компания по производству курицы “МХП” не смогла договориться с “Бургер Кингом” по поводу запуска франшизы.

“Когда пирог маленький, его нечего делить – надо приготовить большой
пирог, тогда и поделим” Glovo ценит игроков индустрии доставки еды, так как конкуренты своими усилиями и инвестициями приводят людей. Приложениям по доставке еды в Кыргызстане понадобится 10-15 лет, чтобы рынок насытился и началась борьба друг с другом. В этом плане Glovo следует стратегии: “coopetition”: “cooperation” (кооперация, сотрудничество) и “competition” (соревнование). “Мы сотрудничаем и соперничаем. Когда пирог маленький, там нечего делить – надо приготовить большой пирог, тогда и поделим”, – заключил Расновский.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости