Новый Генплан Бишкека: эксперты указали на слабые места нового документа
Фонд развития городов передал мэрии Бишкека рекомендации по проекту нового Генплана. Специалисты отметили ряд положительных элементов документа, включая увеличение количества железнодорожных остановок, интеграцию рек Аламедин и Ала-Арча в городскую среду и развитие зеленых территорий. Фонд также поделился материалами с Economist.kg.
Специалисты отметили, что проект Генплана можно улучшить по ряду направлений. По их оценке, документ пока не решает проблему централизации и в целом повторяет подходы предыдущего плана, сохраняя промышленные зоны в центральной части города.
Генплан не дает деталей
Главная рекомендация фонда касается ключевой идеи Генплана — перехода к полицентричной структуре, то есть формированию города с несколькими центрами. Эксперты отмечают, что можно эффективнее пересмотреть расположение новых центров: в текущем варианте для жителей западных и южных районов ближайшая точка притяжения остается в 3–4 км.
По оценке специалистов, такая схема фактически повторяет прежнюю моноцентричную модель, когда весь город тяготеет к одному центру. В результате новые узлы активности вряд ли смогут разгрузить транспорт и обеспечить жителям равный доступ к услугам.
Фонд также обратил внимание, что важные современные идеи, такие как «15-минутный город», создание IT-кластеров и развитие креативных индустрий, в документе пока упомянуты лишь в общем виде. Эксперты считают, что для их реализации отличным решением было бы указать сроки, механизмы исполнения, ответственных и возможные риски. Без этих деталей концепции остаются декларациями и не превращаются в реальные инструменты развития.
По мнению фонда, Бишкеку, учитывая плотность застройки и рост населения, необходимо больше центров разного масштаба. В частности, западная часть города по-прежнему остается без полноценного центра активности, несмотря на высокий спрос на общественный транспорт.
Промзоны в центре
Фонд отметил, что проекту было бы полезно пересмотреть подход к промышленным зонам внутри города. По мнению экспертов, сохранение таких территорий, включая центральную часть Бишкека, может создавать дополнительные экологические и транспортные нагрузки. В международной практике подобные производства обычно выносят за пределы городской черты.
Специалисты также считают, что транспортную структуру можно улучшить. В городе не хватает продольных связей — дорог, соединяющих север и юг, их всего пять. Эксперты отмечают, что при корректировке промышленных зон появилась бы возможность проложить дополнительные транспортные коридоры и тем самым снизить нагрузку на существующие магистрали.
Кроме того, по мнению фонда, можно пересмотреть количество запланированных мостов и многоуровневых развязок. Эксперты отмечают, что во многих странах от эстакад в плотной городской среде постепенно отказываются, поскольку они занимают ценные территории.
Соседние территории
Фонд отметил, что в Генплане важно учитывать развитие близлежащих территорий, которые фактически связаны с Бишкеком. Это касается Новопокровки и Канта. Эксперты напоминают, что у Канта есть потенциал, например, для развития международного образования, но в проекте он показан только как промышленная зона. Из-за этого общее планирование получается неполным.
Эксперты также отмечают, что проект во многом напоминает обновленную версию Генплана, разработанного 15–20 лет назад. За это время город заметно изменился, соответственно, эти изменения важно учесть в документе. Например, крупный юго-западный район по-прежнему остается практически не прописанным и представлен как «белая зона» без предложений по развитию.
Фокус на стройках
В фонде отметили, что в текущей версии Генплана основное внимание уделено размещению зданий и транспортной инфраструктуры, тогда как вопросы взаимодействия города с жителями, бизнесом и органами власти раскрыты недостаточно. Из-за этого может складываться впечатление, что документ в большей степени ориентирован на крупные строительные проекты, такие как «Бишкек-Сити» или перенос железной дороги.
При этом фонд подчеркивает, что стратегический план развития города было бы важно сделать более человекоцентричным — с акцентом на качество жизни и интересы горожан, а не только на физическую застройку.

