КР активизирует импорт, ищет новые маршруты и цифровизирует логистику — обзор ATI.SU

Economist.kg
КР активизирует импорт, ищет новые маршруты и цифровизирует логистику — обзор ATI.SU

Кыргызстан демонстрирует рост импорта, усиливает контроль за финансовыми потоками и ищет новые маршруты через Пакистан. Об этом свидетельствуют данные ежемесячного дайджеста Биржи грузоперевозок ATI.SU.

Рост международных автоперевозок

Согласно данным платформы, спрос на международные автоперевозки в Кыргызстан в I квартале 2025 года увеличился на 118% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Относительно четвертого квартала прошлого года рост оказался тоже существенным — на 64%.  Основной вклад обеспечил импорт из России, объем которого вырос на 122%. Также заметен рост поставок из Казахстана, Узбекистана и Беларуси.

При этом экспортные перевозки показывают замедление: количество заявок выросло всего на 7% за год, хотя по сравнению с концом 2024 года отмечен прирост на 16%. Россия остается основным направлением кыргызского экспорта.

«В 2025 году ситуация на рынке международных грузоперевозок развернулась на 180 градусов: в прошлом году активно росли экспортные грузоперевозки, в этом — «разгоняется» импорт. Однако тарифы остались стабильными — это говорит о том, что рынок справляется с изменениями без стресса. Более того, активный рост количества заявок на международных направлениях в течение последних двух лет подчеркивает еще одну важную тенденцию: участники рынка стали чаще использовать онлайн-платформы для поиска партнеров», — считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Новые правила платежей с Россией

В апреле кабмин КР назначил ОАО «Капитал банк Центральной Азии» расчетным банком для операций с российскими рублями. Банк обрабатывает переводы физических лиц и расчеты между юридическими лицами при объемах свыше 3 млн рублей в месяц. Новые правила по наличным операциям вступили в силу с 14 апреля, по безналичным — с 1 мая. Порядок будет действовать до 17 сентября 2025 года.

«С одной стороны, стремление государства контролировать финансовые потоки между Россией и Кыргызстаном понятно: необходимо обеспечить прозрачность оборота с основным внешнеторговым партнером страны и минимизировать риски вторичных санкций. С другой стороны, увеличение нагрузки на инфраструктуру «Капитал банка» может стать причиной задержек платежей», — отметил Эмирлан Бейилбаев.

Торговый путь в Пакистан

Кыргызстан и Пакистан готовятся к пятому заседанию межправительственной комиссии 12–13 мая в Исламабаде. Ожидается прибытие первой тестовой автоколонны из Кыргызстана в Пакистан, что станет шагом к развитию региональной транспортной интеграции. Кроме того, планируется перевод рейсов авиакомпании Aero Nomad Airlines по маршрутам Бишкек – Исламабад и Бишкек – Лахор в регулярный режим с увеличением частоты полетов.

«В 2024 году объем товарооборота между Кыргызстаном и Пакистаном составил $16.1 млн долларов. Для сравнения: товарооборот Кыргызстана с Китаем — $22.7 млрд, с Россией — $3.5 млрд, с Казахстаном — $1.7 млрд. При этом в торговле с Пакистаном наблюдается явный перекос в сторону импорта пакистанских товаров — на него приходится 88% оборота. Эту страну сложно назвать приоритетным партнером, но перспективы у сотрудничества все же есть. Поскольку Пакистан — это «ворота» в Южную и Юго-Восточную Азию, отношения с этими регионами стратегически важны», — считает Бейилбаев.

Логистика в «цифре»  

Одним из ключевых трендов отрасли остается цифровизация. На II Международном транспортном форуме «ESE ASIA-2025» в Алматы эксперты отметили, что цифровые технологии становятся драйвером развития логистики в Большой Евразии. Представители кыргызской отрасли также участвовали в обсуждении новых маршрутов и интеграции в международные транспортные цепочки. В форуме приняли участие компании из России, Казахстана, Беларуси, Китая, Индии, ОАЭ, Европы и

«Диалог участников рынка — движущая сила для логистики. Накануне форума в Алматы в Бишкеке состоялась первая в Кыргызстане конференция «Логистика: тренды и новые инструменты», — рассказал директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU». — Важная мысль, к которой не раз возвращались участники мероприятия: конкурентоспособность компаний и возможность оперативно отвечать на вызовы рынка во многом определяется уровнем автоматизации процессов и применением цифровых инструментов для организации логистики».

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости