С 1 января 2025 года Казахстан приостановит первичную регистрацию автомобилей, ввезенных через Кыргызстан, из-за отсутствия интеграции электронных паспортов транспортных средств (Э-ПТС) между странами. Эксперт Искендер Шаршеев прокомментировал Economist.kg возможные последствия решения.
По его словам, в последние годы Кыргызстан стал «транзитным хабом» для поставок автомобилей в Казахстан благодаря более низким таможенным ставкам и упрощенным схемам ввоза.
«Ограничение ввоза обрушит этот канал поставок, что сократит общее количество доступных автомобилей – как новых, так и б/у», – отметил Шаршеев.
Также эксперт отметил, что казахстанские импортеры, специализирующиеся на поставках через Кыргызстан, будут вынуждены искать альтернативные пути ввоза, такие как прямые поставки из других стран ЕАЭС или через Китай (Беларусь, Россия, напрямую через «Хоргос»).
«Однако такие перестройки требуют дополнительных издержек, что может еще больше повлиять на конечную стоимость автомобилей для потребителей. Пострадают покупатели Казахстана», – добавил он.
Шаршеев упомянул, что Казахстан привязывает возможность первичной регистрации к наличию Э-ПТС, интегрированного между странами ЕАЭС. Отсутствие такой интеграции с Кыргызстаном стало основным фактором принятия данной меры.
«Если процесс согласования и интеграции действительно займет минимум полгода, то рынок РК будет испытывать дефицит «кыргызских» авто как минимум до середины 2025 года. Это «окно» может привести к повышенному спросу на автомобили местных дилеров или альтернативных импортных каналов, опять же способствуя росту цен, что бьет по карману покупателей в Казахстане прежде всего», – заявил эксперт.
При этом он отметил, что ограничение неофициальных поставок может усилить позиции официальных дилеров и стимулировать прямой импорт от крупных производителей, работающих по легальным, полностью интегрированным каналам. В долгосрочной перспективе это может привести к стабилизации и «очищению» рынка Казахстана от схем транзитного импорта через Кыргызстан. Однако в краткосрочном периоде это будет сопряжено с ростом цен и сокращением ассортимента.
«Для Кыргызстана ситуация станет стимулом быстрее подключиться к системе Э-ПТС, поскольку приостановка нанесет удар по нашему экспорту автомобилей. В случае успешной и скорой интеграции можно ожидать частичного восстановления логистических потоков. Однако если процесс затянется, это закрепит новый статус-кво на рынке», – рассказал Шаршеев.
Эксперт добавил, что это не первый случай, когда члены ЕАЭС, видя успешный реэкспорт из Кыргызстана, нарушают договоры союза, издавая правовые акты, которые закрывают новые каналы реэкспорта.
«Это нарушение договоров Таможенного союза, делающее ЕАЭС фикцией, ну, и пример протекционизма, нерыночной государственной конкуренции с бизнесом соседей. Но делать нечего – такова реальность. Наш бизнес будет адаптироваться», – заключил Шаршеев.