Ad coverAd cover
Economist logo
Мнение

Имеют ли право кафе и рестораны брать процент за обслуживание? Мнение эксперта

<span style="white-space: pre-wrap;">Photo by </span><a href="https://unsplash.com/@seitamaaphotography?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Sandra Seitamaa</span></a><span style="white-space: pre-wrap;"> / </span><a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Unsplash</span></a>
<span style="white-space: pre-wrap;">Photo by </span><a href="https://unsplash.com/@seitamaaphotography?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Sandra Seitamaa</span></a><span style="white-space: pre-wrap;"> / </span><a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Unsplash</span></a>

В социальных сетях разгорелась дискуссия между клиентами-блогерами и представителями заведений общепита по поводу оплаты за обслуживание. Некоторые клиенты считают, что, покупая еду, они не обязаны дополнительно платить за сервис.

Насколько законны требования кафе и ресторанов оплачивать процент за обслуживание, изданию Economist.kg рассказал магистр международного и европейского бизнес-права, бизнес-юрист Oilaw  Expert Group Акылбек Джусупов.

По данным эксперта, взаимоотношения между клиентами и кафе-ресторанами носят гражданско-правовой характер. Эти отношения регулируются договором, который может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Любой субъект бизнеса, предлагая товары или услуги с указанием их стоимости, тем самым приглашает клиентов к заключению договора.

Потенциальный клиент, ознакомившись с условиями, своими действиями (заказом еды) заключает договор, если он их предварительно принимает. Если же клиента не устраивают предлагаемые товары, услуги или цены на них, он вправе отказаться от них, не заключая договор.

В случае с общепитом плата за обслуживание и плата за еду обычно заранее указаны в меню заведений. Соответственно, если клиент заказывает еду, он тем самым выражает согласие на заключение договора и оплату его полной стоимости (включая плату за обслуживание). Кафе-рестораны, в свою очередь, обязуются приготовить заказанную еду и обеспечить обслуживание клиента.

Таким образом, меню кафе-ресторана является офертой (ст. 396 Гражданского кодекса КР), то есть предложением заключить договор. Размещаясь за столом и делая заказ, клиент акцептует оферту (ст. 399 ГК КР), тем самым соглашаясь с условиями договора.

Кроме того, в соответствии с принципами свободы договора, стороны вправе самостоятельно определить условия договора, в том числе включить в него плату за обслуживание.

Аналогию можно найти в банковской сфере: предложение скачать приложение и стать клиентом банка также является офертой. В ней банк указывает, как стать клиентом и с какого момента договор считается заключенным. Скачивая приложение и выполняя определенные действия, клиент акцептует оферту.

То же самое происходит и в общественном транспорте: цена проезда и маршрут перевозки – это оферта. Заходя в транспорт и оплачивая проезд, пассажир акцептует оферту и заключает договор.

Таким образом, включение платы за обслуживание, заранее указанной в меню, является законным и соответствует Гражданскому кодексу КР.
Ad coverAd cover