Складской рынок Кыргызстана ждет 20-кратный рост площадей класса "А" — эксперт

В виду нехватки современной логистической инфраструктуры в стране с 7-миллионным населением, где на республику приходится менее 50 тысяч квадратных метров качественных складских площадей, в Кыргызстане в ближайшие два года прогнозируется ввод в эксплуатацию двух крупных логопарков и нескольких объектов меньшего масштаба.  Таким мнением со СМИ поделился управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов.

По словам эксперта, потенциал Кыргызстана как стратегического транспортного узла огромен и очевиден, и в этом мнении сходятся отраслевые эксперты.

"Они приводят несколько объективных факторов, которые работают в пользу республики. Прежде всего, географическое расположение позволяет стране активно участвовать в транзитной торговле Китая с Ближним Востоком, СНГ и Европой, а также России и Казахстана с государствами Южной Азии. Внутренний рынок Кыргызстана переживает период бурного роста. Он лидирует в среднеазиатском регионе по увеличению объемов розничной торговли. В прошлом году показатели поднялись на треть. За тот же период зафиксирован 40-процентный прирост внешнеторгового оборота с Россией. Также следует отметить успехи интернет-коммерции", — отмечает Ахмедзянов.

Однако вопрос, в какой мере Кыргызстан сможет воспользоваться благоприятными предпосылками для расширения и усовершенствования логистической инфраструктуры, по словам эксперта, остается открытым.

"Во многом это зависит от лояльности со стороны институциональных инвесторов. А они пока не готовы вкладывать средства в конкретные проекты, хотя и демонстрируют заинтересованность. Зарубежных игроков беспокоят риски, связанные с высокой инфляцией. К тому же правительство Кыргызстана не имеет достаточно ресурсов для поддержки индустрии и стимулирования рынка", — полагает управляющий партнер IBC Global.

По данным Станислава Ахмедзянова, к текущему сезону рынок складской недвижимости Кыргызстана подошел лишь с одним логистическим центром класса "А" – Smart Logistic на 12 тысяч квадратных метров. Фонд складских площадей класса "B" измеряется 34 тысячами квадратных метров. В сумме это дает 0.007 кв. м. на одного жителя республики, но в сравнении с Россией это мизерный показатель, в РФ он в 40 раз выше.

"На осень следующего года анонсирован ввод в эксплуатацию логистического комплекса, который займет участок в 28.8 га к северу от Бишкека. С его открытием рынок получит 163 тысячи складских площадей класса "А". В начале 2025 года к нему присоединится еще один масштабный современный качественный объект – "Батыр Логистик Центр" — на 110 тысяч квадратных метров. В целом, формирование в единой локации логистического кластера с высококлассными объектами дополнительно увеличит емкость высококачественного складского предложения и усилит инфраструктуру региона", — пояснил эксперт.

Ахмедзянов также напомнил о планах владелицы Wildberries Татьяны Бакальчук по строительству собственного логистического центра на 100-150 тысяч квадратных метров. На эти цели ритейлер планирует потратить $95 млн.

"Также нужно упомянуть о некоторых премьерах меньшего масштаба – второй и третьей очередях Smart Logistic (в сумме 14 тысяч квадратных метров) и складском комплексе "Неман-Фарм" на 12 тысяч квадратов, который строится для обслуживания корпоративной логистики, — отметил эксперт. — То, что после стольких лет "засухи" рынок быстро впитает все пополнения, не вызывает сомнений. Потребности торговой индустрии Кыргызстана на ближайшие полтора-два года оцениваются, по крайней мере, в 250 тысяч квадратных метров современных складских площадей. Поэтому операторы логистических центров будут работать в режиме гарантированного спроса".

Несмотря на вызовы, новые проекты в сфере логистики будут способствовать экономическому подъему Кыргызстана, полагает Станислав Ахмедзянов. С развитием складских комплексов улучшится логистическая связь между ключевыми торговыми партнерами, что укрепит позиции страны как транзитного узла. Это также создаст благоприятные условия для местных и международных предпринимателей, позволяя расширять бизнес и увеличивать торговые потоки.

"В долгосрочной перспективе развитие логистической инфраструктуры в Кыргызстане может также способствовать привлечению зарубежных инвестиций, что поддержит экономический рост и повысит уровень занятости в стране", — резюмировал он.