Британия решила усилиться в Центральной Азии — СМИ

В 2024 году запланирована встреча на высшем уровне британского руководства с коллегами из стран Центральной Азии в формате "С5+1". В докладе, представленном в парламенте Соединенного Королевства, авторы сетуют на неэффективность взаимодействия британских министров с правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, а также призывают британские власти более активно противодействовать влиянию России и Китая в регионе, пишут "Известия".

На перепутье

По данным издания, комитет по иностранным делам палаты общин британского парламента опубликовал доклад под названием "Страны на перепутье: участие Великобритании в Центральной Азии". В нем анализируется "отсутствие стратегии" в этом регионе, в целом описывается ситуация в центральноазиатских странах, а также даются практические рекомендации для правительства королевства.

Публикация состоит из восьми глав. Ее авторы подробно описывают особенности каждой из пяти стран — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, — а также советуют правительству "быть смелее и амбициознее в вопросах торговли, прав человека, культурных обменов, регионального сотрудничества в целом".

"Более активное участие страны в Центральной Азии не только может быть потенциально взаимовыгодным, но и должно рассматриваться в качестве геополитического императива", — говорится в документе.

В докладе авторы задают вопрос: "В чем отношения стран ЦА с соседними странами, включая Китай и Россию, создают проблемы для британской внешней политики, а где открывают новые возможности?". В частности, они отмечают, что происходит активное усиление влияния Москвы и Пекина в регионе.

Помешать этому рекомендуют с помощью "последовательного дипломатического взаимодействия на высоком уровне с центральноазиатскими государствами". В результате в 2024 году запланирована встреча на высшем уровне британского руководства с представителями властей этих государств.

Отмечается также необходимость гарантий того, что британские коммерческие услуги "не будут использоваться для незаконных финансовых потоков" из региона. Поскольку, как говорится в публикации, "Британия является ключевым инструментом коррумпированных центральноазиатских элит и узлом для оттока капитала из региона".

В настоящее время Лондон работает с центральноазиатскими странами и гражданским обществом через министерство международного развития, офисы которого расположены при посольствах королевства в этих государствах. В свою очередь, политику мягкой силы Великобритания осуществляет через Британский совет.

Не в центре внимания

В последнее время растет интерес США и Евросоюза к странам Центральной Азии. В регион зачастили с визитами высокопоставленные американские и европейские политики и дипломаты. Стороны обсуждают сотрудничество в сферах экономики, экологии, энергетики и безопасности.

В рамках 78-й сессии Генассамблеи ООН лидеры государств ЦА встречались с американским президентом Джозефом Байденом в формате "С5+1" (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и США).

Этот саммит стал первой встречей американского лидера с коллегами из пяти государств Центральной Азии. До этого с 2015 года переговоры проходили на уровне министров иностранных дел стран "пятерки" с госсекретарем США.

Предыдущая администрация Дональда Трампа не уделяла особого внимания этого региону, поэтому во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности США в 2021 году даже не было упоминания о Центральной Азии. Однако нынешнее правительство решило изменить этот подход.

Три цели Запада

О том, что "США и Великобритания хотят в приоритетном порядке обострить ситуацию в странах Центральной Азии", еще в июне заявлял секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

"Центральная Азия стала приоритетным объектом их информационного воздействия для установления контроля над населением. Манипулирование общественным мнением со стороны Вашингтона и Лондона направлено на обострение внутриполитической обстановки, давление на власти и формирование прослойки населения, разделяющей ценности, чуждые многовековым традициям центральноазиатских народов", — пояснил чиновник.

Заместитель директора и научный сотрудник Института глобального управления Шанхайской академии международных исследований Чжао Лун полагает, что западные страны, в частности США, преследуют три основные цели, ради которых повышают уровень диалога "C5+1". Первая — это «спровоцировать кризис доверия» между странами Центральной Азии и Россией.

"Вторая цель — создать точку влияния, которая будет служить стратегическому соперничеству между великими державами. В глазах американского стратегического сообщества Евразия — основная зона для одновременного сдерживания двух главных соперников США — Китая и России", — уверен политолог.

Эксперт считает, что третья цель — "не остаться в стороне от процесса корректировки региональной интеграции в Центральной Азии". В последние годы пять государств углубляли свою стратегическую автономию и, продвигая интеграцию, усилили всестороннее взаимодействие с основными внешними силами.

"Эти пять держав не только создали формат диалога "C5+1" с США, Европейским союзом, Японией, Южной Кореей, Россией, Индией, Китаем и другими, но и созвали в 2018 году первую консультативную встречу глав государств региона для укрепления своей коллективной идентичности", — пояснил Чжао Лун.

При этом он уверен, что "дальше слов дело не пойдет", хотя Вашингтон и "поднял механизм диалога до уровня глав государств", предложив "повышать устойчивость посредством партнерства", "расширять сотрудничество в области безопасности", "строить экономические и энергетические коридоры "C5+1", "укреплять энергетическую безопасность", "бороться с последствиями изменения климата" и продвигать другие программы сотрудничества.

"И в основном это связано с тремя сдерживающими факторами. Во-первых, США ограничивает недостаточный потенциал "глубоких инвестиций" в Центральную Азию. Во-вторых, страны Центральной Азии ограничены рамками своей "диверсифицированной и сбалансированной" дипломатии", — рассказал специалист.

Он добавил, что, в-третьих, будучи экстерриториальной державой, расположенной далеко от Евразии, США не способны наладить прагматичные связи со странами Центральной Азии в области безопасности, экономики и торговли, энергетики, экологии и транспорта, соответствующие политическому положению.

"Двустороннее сотрудничество с Китаем и Россией, а также многосторонние связи в рамках таких механизмов, как ШОС, ОДКБ, Евразийский экономический союз, остаются приоритетными для Центральной Азии. Другими словами, главная причина, по которой государства этого региона увеличили частоту и уровень взаимодействия со всеми сторонами, заключается в привлечении внимания и инвестиций крупных держав и достижении взаимодополняющего сотрудничества для содействия своему развитию", — резюмировал эксперт.

Что предложить взамен

Младший научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров в беседе с "Известиями" подчеркнул, что Центральная Азия — важный регион для России.

"РФ и центральноазиатские государства связывают тесные экономические, политические, культурные отношения, которые активно развиваются во всех областях. С началом СВО значимость региона для России только выросла, что демонстрируется в том числе увеличением торгового оборота и количеством контактов на высоком уровне", — пояснил политолог.

Западные страны, стремящиеся ослабить Россию, накладывая на нее многочисленные санкции, понимают роль, которую играет для Москвы Центральная Азия.

"На этом фоне ряд государств Запада предпринимают попытки начать активный диалог со странами региона, стремясь повысить уровень контактов и снизить на них влияние России и Китая. Великобритания, скорее всего, попробует исправить ошибки своего партнера — США", — уверен эксперт.

Визиты в страны региона Дональда Лу, помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии, не привели к каким-либо ощутимым результатам, полагает специалист. В докладе "Страны на перепутье: участие Великобритании в Центральной Азии", представленном в британском парламенте, отмечается, что непостоянный характер действий США по отношению к региону после вывода войск из Афганистана подорвал доверие стран к Вашингтону.

"Также подчеркивается, что у Великобритании есть шансы на то, чтобы стать долгосрочным и критически важным партнером для стран Центральной Азии, поэтому Лондон может позволить себе быть более напористым и смелым во взаимодействии с ними", — рассказал аналитик.

Гузаеров полагает, что встреча в формате "С5+1" необходима Великобритании "для сверки часов".

Вероятно, страны будут обсуждать финансовые вопросы, возможные области расширения взаимодействия и углубления инвестиционного сотрудничества. В первую очередь, как отмечается в докладе, из-за того, что Великобритания стала важным звеном для элит региона для отмыва денег. В частности, приводится пример с недвижимостью первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Эксперт также не исключил, что стороны на встрече могут затронуть вопрос параллельного импорта в Россию.

"Государствам ЦА могут снова напомнить о возможности введения вторичных санкций и необходимости прекращения подобного сотрудничества с Москвой. Однако вероятность того, что страны региона поверят западным обещаниям, остается маленькой. Великобритания не сможет предложить этим государствам каких-либо значимых инвестиций", — подытожил специалист.