Ad coverAd cover
Economist logo
Мнение

Страны Центральной Азии должны стать важнейшим перекрестком континента - главный экономист ЕАБР

<span style="white-space: pre-wrap;">Photo by </span><a href="https://unsplash.com/@blueshift12?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Sam LaRussa</span></a><span style="white-space: pre-wrap;"> / </span><a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Unsplash</span></a>
<span style="white-space: pre-wrap;">Photo by </span><a href="https://unsplash.com/@blueshift12?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Sam LaRussa</span></a><span style="white-space: pre-wrap;"> / </span><a href="https://unsplash.com/?utm_source=ghost&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=api-credit"><span style="white-space: pre-wrap;">Unsplash</span></a>

Отсутствие выхода к морю - основной структурный вызов для стран Центральной Азии на сегодня. Об этом заявил главный экономист Евразийского банка развития Евгений Винокуров в своей колонке для китайской газеты "Цзинцзи Жибао".

Отсутствие выхода к морю, по мнению Винокурова, приводит к высоким транспортным издержкам и уязвимости логистических цепочек. Решение этой задачи экономист видит в развитии инициативы Пекина "Один пояс, один путь".

Центральная Азия находится в центре перекрестка международных транспортных коридоров, соединяющих Китай со странами Европы и Ближнего Востока. Последние 10 лет ЦА служит примером стремительного роста транзита на направлении Китай — Европа — Китай. С 2013 по 2022 г. количество транзитных контейнерных поездов через Центральную Азию, прежде всего Казахстан, возросло в 200 раз: объем перевезенных контейнеров составил 681 тысяч ДФЭ общей стоимостью в $30 млрд.

По Транскаспийскому маршруту через Казахстан, Азербайджан и Грузию за последние шесть лет объем перевозок контейнеров вырос почти в четыре раза: с 9 до 33 тысяч ДФЭ. Осваивается и Восточный маршрут транспортного коридора Север — Юг для организации перевозок между Китаем и странами Персидского залива.

Как сделать из Центральной Азии транспортный перекресток? Евразийский банк развития разработал термин и концепцию Евразийского транспортного каркаса. Он направлен на развитие сети сопрягающихся широтных и меридиональных международных транспортных коридоров и маршрутов, обеспечивающих торгово-экономические связи стран ЦА с важнейшими рынками, а также реализацию транзитного потенциала коридоров, связывающих Китай, Европу и Ближний Восток.

Основу Евразийского транспортного каркаса составляют международные транспортные коридоры. Его особое значение для стран ЦА заключается в обеспечении выхода к морю, снижении транспортных издержек и дополнительном вкладе в темпы роста ВВП этих стран до 1.5% в год.

Другими словами, смысл транспортного каркаса в том, что на евразийском пространстве в целом и в Центральной Азии в частности нужно создать эффективный транспортный "скелет", объединяющий оси Восток — Запад и Север — Юг. Эти оси, проходя через Центральную Азию, позволяют получить существенную экономическую синергию.

В числе следующих важных шагов связанности ОПОП и Центральной Азии можно назвать увеличение связанности в финансовой сфере: финансовых услугах и трансграничных платежах. Китайская трансграничная платежная система банковских переводов (CIPS) набирает популярность в мире на фоне растущего спроса на юань в мировых расчетах. К системе CIPS подключаются и банки ЦА. Тем не менее транспортная связанность остается важнейшим приоритетом, соответствующим интересам всех сторон.
Ad coverAd cover