Ad coverAd cover
Economist logo
Мнение

Готов ли Бишкек к очередной зиме со смогом?

Готов ли Бишкек к очередной зиме со смогом?

2 ноября Economist.kg провел круглый стол на тему «Готов ли Бишкек к очередной зиме со смогом». Эко-активисты и представители городских служб обсудили экологическую проблему, которая усиливается с каждым годом с началом отопительного сезона.

Ажар Байсалова, представитель ОО MoveGreen считает, что основным источником загрязнения является потребление угля именно в жилых массивах.

«Здесь можно сказать, что даже сейчас есть возможность у жителей жилмассивов, частных домов и домохозяйств предпринять краткосрочные меры по утеплению домов. Утепление может сократить потребление угля, таким образом, уменьшить выбросы в атмосферу», — говорит активистка.

Экоактивист, глава ОФ «Экомир» Влад Ушаков заявил, что проблема смога в Бишкека появилась из-за горящей свалки и старых автомобилей. По его словам 95% автомашин в Кыргызстане должны были отправиться на свалку — это утилизированный товар из других стран.

«У нас есть понятие «свежих машин», но с них сняли катализаторы. Никто не исследует качество бензина, мы заправляем некачественным бензином», — говорит активист.

Ушаков добавил, что проблема смога начинается не с холодов, он нависает круглый год над Бишкеком. Но как только солнце перестает греть и перестают работать термические потоки, весь смог остается висеть низко, к тому же начинают отапливаться частные дома.

Активистка инициативы #БишкекСмог Бермет Борубаева подняла вопрос городских свалок, где тоннами сжигаются швейные отходы. Она отметила, что в основном, это синтетика, которая горит черным дымом.

«Мэрия позволяет застраивать те участки земли, которые совершенно не предназначены для строительства. Земли многих нынешних новостроек ранее были пастбищами, предназначенными для аграрных целей. Однако власти закрывают глаза и продолжают заниматься трансформацией участков», — добавила она.

В заключение Борубаева также подчеркнула, что Бишкек окружен множеством токсичных производств и заводов, которые стремительно загрязняют окружающую среду.

Директор агентства по развитию Бишкека и привлечению инвестиций Курманбек Молдокулов тоже затронул проблему отходов швейной отрасли. По его словам, мэрия уже выделила участок для строительства цеха по утилизации швейных отходов.

«Мы намерены построить мусоросортировочные пункты в каждом районе города. В будущем проект будет масштабироваться и доведем до 400 пунктов. Также в активной фазе ведутся переговоры по мусороперерабатывающему заводу. Мэр сейчас в Чехии и изучает их опыт», — рассказал он.

Также по словам чиновника, мэрия Бишкека намерена в 2023 году перевести все 22 столичные котельные на газовое отопление, на сегодня на газ переведены пока 4 котельные.

Городской планировщик Атай Самыйбек заявил, что проблему смога надо решать не только в Бишкеке, но и по всей Чуйской области. Для смога нет понятия административной границы — в решении вопросов транспорта и низкого качества топлива нельзя ограничиваться только столицей.

«Надо думать о застройке городской среды, пойм рек и водоемов вне столицы. Выше столицы были расположены дачные участки, куда люди выезжали на пару дней. Сейчас там уже постоянно живут люди и неизвестно чем они топят. С гор идет нечистый бриз», — отметил эксперт.

Кроме того, если даже решится транспортный вопрос в столице, остается проблема Токмака и Кара-Балты, откуда идет расползание смога. Эксперт уверен, что в Бишкеке можно реализовать все проекты, но если не решить проблему западных районов близ столицы, смог останется.

«Мы боремся не с причинами, а с последствиями. Около 200 тысяч человек ежедневно заезжают в Бишкек, 100 тысяч — на своих машинах. Этот поток можно снизить, если использовать общественный транспорт. У нас не используется потенциал железной дороги», — заключил Самыйбек.

Председатель общественного фонда «Зеленая энергетика», член правления «Зеленого альянса Кыргызстана» Анара Султангазиева отметила, что с тех пор, как Кыргызстан занял первые места по рейтингу загрязненности воздуха, власти каждый год говорят о том, какие предпринимаются меры: и экологичные автобусы закупают, и с «Газпромом» договариваются.

«Мы устали слушать сказки, сколько можно обещать? Где эти автобусы? Ни в одном развитом государстве не видно ни одного буса (маршруток), а когда мы уже от них наконец избавимся? Мы совместно с правительством, мэрией, экологами составили план действий из 40 пунктов. Все поуходили, пришли новые и в итоге исполнили только один пункт. Все остальное осталось на бумаге», — возмутилась Султангазиева.

Также она отметила, что население не всегда может позволить себе экологичные способы отапливания и неправильно обвинять их. Также она предложила властям брикетировать кара-кечинский уголь.

«Если мы будем брикетировать местный уголь, он будет делать меньше выбросов в атмосферу. И давайте опять же вводить практику, как в Монголии. Ночью у них электричество бесплатное, они согревают свои дома, а днем топят меньше, а если и топят, то только брикетированным углем. Они резко и быстро решили проблему смога, как только государство приняло нужные решения», — заключила глава «Зеленой энергетики».
Ad coverAd cover