Законодательный деструктив — что не так с новыми Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами

В Кыргызстане истекает срок общественного обсуждения новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-исполнительного кодекса. В Международном деловом совете (МДС) рассказали, что не так с новыми редакциями.

Как отмечают в МДС, проекты кодексов были разработаны в спешке буквально за несколько месяцев без вовлечения широкого круга специалистов и гражданского общества.  Для сравнения, на разработку и экспертизу действующих кодексов ушло два года, потом еще два — на обсуждение в парламенте, плюс два года – на обучение сотрудников судов. Но даже с учетом такого длительного времени  сейчас выявляются недоработки и шероховатости, которые требуют исправления.

Что не так с новыми кодексами

1. Излишние полномочия для прокуратуры и правоохранительных органов

  • Статья 34 предлагаемой редакции УПК КР предусматривает, что прокурор уполномочен осуществлять как досудебное производство, так и надзор за досудебным производством. Учитывая, что остается норма, когда прокурор в некоторых случаях имеет право передавать уголовное дело для расследования независимо от подследственности, усматривается конфликт интересов и излишние дискреционные полномочия прокурора.
  • Статьей 152 проекта новой редакции УПК КР предусматривается доследственная проверка, в ходе которой следователь или прокурор вправе производить определенные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе истребование документов и предметов. При этом следователь или прокурор имеет право на проведение в исключительных случаях дополнительной доследственной проверки до 20 суток, однако законопроектом не предусмотрено, какие случаи являются исключительными.
  • В действующем УПК КР подозреваемый имеет право на защитника с момента фактического задержания, а случае отсутствия выбранного защитника — на гарантированную государством юридическую помощь. Согласно предлагаемой редакции подозреваемый имеет право на адвоката только с момента первого допроса, а при задержании — с момента фактического доставления его в орган дознания.
  • Статья 32 проекта УПК КР предусматривает, что некоторые меры пресечения подозреваемого могут быть избраны без участия следственного судьи, такие как подписка о невыезде, передача под наблюдение командования воинской части, передача несовершеннолетнего под присмотр родителей или лиц и организаций, их заменяющих.

2. Общий вектор на криминализацию правонарушений

Часть действующего Кодекса о проступках переходит в предлагаемый проект Уголовного кодекса, то есть криминализируется, а оставшиеся нормы кодекса о проступках и кодекса о нарушениях  переходят в Кодекс об административных правонарушениях — как это было ранее, до 2019 года.

3. Противоречия, нормы, содержащие широкие дискреционные полномочия

К примеру, широкий разбег в санкциях в виде штрафов от 20 тысяч сомов до 5 лет лишения свободы, что несет в себе коррупционные риски и повод для «торга».
  • Статьей 82 проекта новой редакции УК КР пробация расширяется до тяжких преступлений и может быть применена для таких преступлений, как торговля людьми, пытки, похищение человека, торговля несовершеннолетними.

Что предлагает бизнес

В МДС предлагают отозвать проекты новых кодексов, потому что никакой необходимости в них нет. Во-вторых, пока не доказано обратное, бизнес предлагает ограничиться лишь небольшими правками в соответствии с новой Конституцией.

В целом необходимо отложить принятие всех серьезных законопроектов, не связанных с приведением в соответствие с новой Конституцией, до лучших времен, когда будут сформированы новый парламент, постоянное правительство. А также когда будет достаточно времени для обсуждения к этому и будет располагать общественно-политическая ситуация, считают в организации.

«Нужно прекратить этот законодательный деструктив. В последние месяцы мы видим очень много законодательных инициатив, которые были разработаны поспешно, и которые так же поспешно планируется принять, при этом они содержат многочисленные противоречия и в них заложено множество рисков. К сожалению, мы много времени тратим на борьбу с вот такими инициативами вместо того, чтобы заниматься конструктивными вопросами», — добавили в МДС.