Отмена законов по принципу «гильотины» вытолкнет бизнес в тень — МДС

Прекращение действия законодательных актов по принципу «гильотины» может привести к полной или частичной невозможности работы по закону и уходу предпринимательства в тень. Такую обеспокоенность сегодня, 15 апреля, на обсуждении законопроекта в Минэкономе выразил Международный деловой совет. Об этом сообщила пресс-служба организации.

«Мы были, мягко говоря, удивлены этим законопроектом, когда прочли его. Наше мнение разделили многие компании. Они обратились к нам с предупреждением о рисках, которые возникнут в случае принятия этого документа. Удивлены, потому что законопроектом предлагается прекратить действия всех законов и подзаконных актов, за несколькими исключениями. И всего за шесть месяцев планируется переработать и заново принять все эти законы и подзаконные акты», — сказал глава МДС Аскар Сыдыков.

Это, по его словам, может привести к невозможности исполнять государственные функции и ко многим другим негативным последствиям.

«Гильотиной» будут пользоваться неоднократно

Законопроект «О прекращении действия законодательных актов по принципу «гильотины» размещен на Едином портале по общественному обсуждению проектов НПА 2 апреля. Разработан он, как сообщают авторы, во исполнение указа президента «О проведении инвентаризации законодательства Кыргызской Республики» от 8 февраля 2021 года.

Указ президента предусматривает внедрение упрощенного механизма прекращения действия законов и подзаконных актов, который можно будет неоднократно применять в будущем в отношении определенных НПА.

Однако разработанный законопроект предусматривает единовременную утрату силы многих законов и подзаконных актов, что искажает цели и задачи, предусмотренные в указе. Такую масштабную реформу необходимо проводить продуманно, качественно и профессионально. Прежде всего, она не должна иметь негативных последствий таких, как прекращение или сокращение деятельности предприятий и организаций, считают в МДС.

Рассматриваемый законопроект, в случае его принятия, будет препятствовать работе госорганов и межведомственных рабочих групп по изменению законодательства в той или иной сфере и в целом жизнедеятельности государства и общества.

К чему самодеятельность, когда есть мировая практика

«К сожалению, с каждым годом бизнес-сообщество и гражданское общество вынуждены тратить все больше времени на борьбу с такого рода инициативами вместо того, чтобы заниматься конструктивной работой», — прокомментировал Аскар Сыдыков.

В первую очередь должно быть четко сформулированное, развернутое видение реформы. И уже на основе этого видения следует определить пилотные (экспериментальные) секторы экономики, социальной сферы, другие сферы жизнедеятельности, законодательство в которых предлагается отменить или сократить. После этого — определить срок, источники финансирования, команду. И начать работу.

«Однако разработчики законопроекта предлагают провести полную реформу по всем сферам жизнедеятельности. И это в сложное время пандемии, выборов, других процессов. Причем в нереально короткие сроки – шесть месяцев», — подчеркнул глава МДС.

Например, регуляторная реформа с применением принципа «гильотины» в рамках проекта «Системный анализ регулирования» проводилась порядка пяти лет, причем разработки касались только предпринимательской деятельности.

«Поэтому мы предлагаем идти по уже испробованному в мире пути. Детальные комментарии мы изложили в обращении к инициаторам законопроекта — межведомственной рабочей при Минюсте, президенту и премьер-министру», — заключил Сыдыков.