Выбор двигаться дальше: как предприниматель из Баткена открыл новый бизнес
Начинать собственный бизнес с нуля – задача непростая. Житель села Максат Рахмонберди Рахмонбердиев знает об этом не понаслышке. Чтобы обеспечить семью и собрать средства на открытие собственного бизнеса, ему пришлось принять непростое решение – уехать на заработки в трудовую миграцию.
Поиски себя. Работа в России
Рахмонберди 40 лет, вместе с супругой сегодня они воспитывают четверых детей. Выпускник юридического факультета, в молодости он не смог найти на родине работу по специальности: пробовался в различных компаниях, но безрезультатно.
«Это был конец 2000-х годов. Зарплаты в Кыргызстане в то время были небольшими. Молодым специалистам приходилось непросто. С профессией не сложилось, поэтому я поехал в Москву. Именно тогда поставил перед собой цель – заработать стартовый капитал для собственного дела. Ехал фактически в никуда, без какой-либо подготовки. В России в общей сложности проработал пять лет: начинал дворником, затем перешёл в строительную сферу. Для меня это было непростое время – постоянные сложности с документами и поиском работы», – вспоминает мужчина.
Собрав необходимую сумму и окончательно вернувшись в родное село, Рахмонберди стал постепенно приближать свою мечту – вложил накопленные средства в торговлю строительными материалами. Начинал с малого, постепенно увеличивая оборот. Со временем это позволило расширить бизнес и открыть собственный магазин с широким ассортиментом товаров.
Потеря дома и новая миграция
В связи с приграничной ситуацией в 2021 году семье Рахмонбердиевых пришлось покинуть село Максат.
«Уехали в Бишкек. В столице узнали о возможности трудовой миграции в Великобританию. Мы с женой обратились к оператору Программы сезонных работников в Великобританию и заполнили анкету. А уже через неделю получили ответ. До отъезда прошло около трёх месяцев – за это время собрали документы и оформили визу», – рассказывает Рахмонберди Рахмонбердиев.
Супруги работали по контракту на упаковке помидоров, огурцов и других овощей. Контракт длился шесть месяцев. Заработанные деньги старались откладывать, чтобы вернуться и восстановить бизнес. Однако, в первый год почти все средства ушли на погашение долгов. Часть товаров для магазина в свое время они брали под реализацию.
«В миграции самое сложное – языковой барьер. Я не владел английским языком, мог только здороваться. А в целом всё было очень хорошо. Мне понравилась Великобритания. Запомнилась другая атмосфера: люди там более открытые, могут просто улыбнуться в ответ в автобусе. Рабочий график был «четыре дня через четыре», поэтому удавалось немного путешествовать: побывали на побережье океана, несколько раз в Лондоне, видели известные места, в том числе Тауэрский мост», – говорит Рахмонберди Рахмонбердиев.



Фото: из личного архива героя публикации.
Возвращение, грант и запуск производства
После завершения второго контракта удалось отложить деньги на открытие мини-цеха по производству пескоблока. Третий отработанный контракт позволил накопить стартовую сумму на открытие бизнеса. В этот же период семья узнала о о пилотной программе софинансирования «1+1» Международной организации по миграции (МОМ).
«В выходные я изучал информацию о бизнес-проектах и грантах, подписался на профильные страницы и сайты, увидел на migrant.kg сообщение о возможности получить грантовую поддержку для тех, кто работал в Великобритании, и сразу написал по электронной почте. Со мной связались представители программы и объяснили, что обучение длится три-четыре месяца. Поскольку я планировал снова уехать на заработки, участие в обучении принял мой отец», – вспоминает Рахмонберди Рахмонбердиев.
Семья получила грант в размере 300 000 сомов. Производство пескоблока для предпринимателя было делом знакомым: семь лет назад он уже владел подобным цехом, однако тогда работу пришлось приостановить, а оборудование распродать из-за проблем с поставками сырья.
«В позапрошлом году я начал заново закупать технику и готовиться к восстановлению дела, а в прошлом году цех уже полноценно отработал весь сезон. Сейчас у нас работает пять человек: четверо на станке по производству блоков и один на дробилке. В среднем мы изготавливаем 700–800 блоков в день. Объемы зависят от сезона. Обычно работа продолжается почти круглый год, за исключением примерно двух зимних месяцев. Улучшили поставки сырья и доставку готовой продукции, купив грузовой автомобиль «Портер», – делится предприниматель.





Фото: Международная организация по миграции (МОМ).
Планы на будущее и совет мигрантам
В планах на ближайшие годы – развивать производство, автоматизировать оборудование и облегчить физический труд рабочих. Но самая главная цель – восстановить утраченный магазин строительных материалов.
«Тем, кто сейчас находится в трудовой миграции и боится возвращаться, я бы посоветовал не откладывать решение. Когда сам находился за границей и копил деньги, возвращение домой казалось чем-то очень сложным, почти непреодолимым – как огромная гора. Но на практике всё оказалось гораздо проще. Стоит попробовать начать своё дело на родине: дома всё равно лучше – рядом родители, дети и родная земля», – заключает собеседник редакции.